Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2007 г. N 9-В06-29 Решение суда о направлении дела о возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации как инвалиду - ветерану Великой Отечественной войны на новое рассмотрение оставлено в силе, поскольку несмотря на изменения в законодательстве в качестве субъектов, на которых распространяются меры социальной поддержки инвалидов войны, указываются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 12 января 2007 г. N 9-В06-29


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Б. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода о возложении обязанности по выплате ежемесячной денежной компенсации как инвалиду - ветерану Великой Отечественной войны и взыскании компенсации морального вреда по надзорной жалобе Б. на решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 августа 2005 года, которым в удовлетворении иска отказано, определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 декабря 2005 года, которым решение суда первой инстанции отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд, постановление президиума Нижегородского областного суда от 18 мая 2006 года, которым определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 декабря 2005 года отменено и оставлено без изменения решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 августа 2005 год.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:

Б., обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Канавинском районе г. Нижнего Новгорода о взыскании недополученных сумм по ежемесячной денежной выплате (ЕДВ), установленной ст. 23.1 Закона РФ "О ветеранах" и взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что является ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение серии ВВ N 325679 от 07.05.2001 г.) и инвалидом 2 группы по общему заболеванию, имеет удостоверение участника Отечественной войны, пользуется льготами наравне с инвалидами войны. Однако ответчик отказывается добровольно производить ежемесячную денежную выплату в размере 1550 рублей, установленную ст. 23.1 Федерального закона РФ "О ветеранах" для ветеранов - инвалидов Великой Отечественной войны. Выплата производится в сумме 550 руб. как инвалиду второй группы от общего заболевания. Б. просил обязать ответчика производить ему выплату в сумме 1550 руб. ежемесячно и взыскать компенсацию морального вреда.

Ответчик иск не признал.

Решением Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 августа 2005 года в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16.12.2005 г. решение суда отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

Постановлением президиума Нижегородского областного суда 18 мая 2006 года определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16.12.2005 г. отменено, оставлено без изменения решение Канавинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30.08.2005 г.

В надзорной жалобе Б. просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 1 ноября 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением судьи Верховного Суда РФ от 11 декабря 2006 года передано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит постановление президиума Нижегородского областного суда от 18 мая 2006 года подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Судом установлено, что Б. имеет инвалидность второй группы по общему заболеванию и является ветераном - участником Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ. К данной категории участников войны отнесены военнослужащие, уволенные в запас (отставку), которые в течение шести месяцев в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года проходили военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии (ветераны последнего военного призыва).

Разрешая дело и отказывая Б. в иске, суд указал, что ст. 4 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрен закрытый перечень оснований, по которым лица могут быть отнесены к инвалидам Великой Отечественной войны, истец не может быть отнесен к инвалидам войны поскольку во время Великой Отечественной войны проходил службу в воинской части, не входящей в состав действующей армии.

Президиум областного суда согласился с выводом суда первой инстанции.

В надзорной жалобе Б. указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.

Федеральный закон "О ветеранах", исходя из предписаний статей 2, 7, 15 (части 1 и 2), 18, 21 (часть 1), 39 (часть 1), 59 (часть 1), 71 (пункты "а", "в", "м") и 72 (пункты "б", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, определяющих обязанности государства по отношению к лицам, выполнившим свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, предусматривает меры их социальной поддержки как в натуральной, так и в денежной форме.

При этом данный Федеральный закон с учетом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны (подпункты "а"-"и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2), к числу которых отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период (подпункт "з").

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а"-"ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).

Вместе с тем частью 2 статьи 15 данного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки. Как следует из содержания статей 13, 14, 15, 17 и 23.1 Федерального закона "О ветеранах" в новой редакции, законодатель сохранил существовавшие различия в объеме мер социальной поддержки инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 его статьи 2, и остальных поименованных в подпункте 1 категорий участников Великой Отечественной войны. Наряду с этим сохранено правило о предоставлении участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), мер социальной поддержки инвалидов войны, причем в пункте 2 статьи 15 в новой редакции по-прежнему в качестве субъектов, на которых распространяется указанное правило, указываются участники Великой Отечественной войны - без разделения на категории, установленные в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 названного закона.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.04.2006 г. N 89-О также указал, что взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1 указанного закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, определила:

постановление президиума Нижегородского областного суда от 18 мая 2006 года отменить, оставить в силе определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 16 декабря 2005 года.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 января 2007 г. N 9-В06-29


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.