Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68 Суд отказал в признании недействующими норм Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства РФ, поскольку оспариваемые положения приняты в пределах компетенции Правительства РФ, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы

Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N КАС06-486 настоящее решение оставлено без изменения

Верховный Суд Российской Федерации

с участием заявителя К.Ю.И., заместителя начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Р., представителей заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации главного специалиста-эксперта юридического Управления административной и правовой работы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству К.Н.В., заместителя начальника юридического отдела Административно-правового департамента Министерства регионального развития Российской Федерации К.Т.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Ю.И. о признании подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (далее - постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153), частично недействующими и несоответствующими статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, установил:

К.Ю.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением.

Обосновывая свои требования, заявитель указывает, что оспариваемые им нормы постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 в части: обязывающей граждан, уволенных с военной службы и состоящих на учете в органах местного самоуправления, обращаться в федеральные органы исполнительной власти с заявлением о выдаче сертификатов; наделяющей федеральные органы исполнительной власти правами выдачи сертификатов гражданам, уволенным с военной службы; организации работы по проверке органов местного самоуправления; уведомления граждан о принятом решении в порядке, установленном органом исполнительной власти, противоречат статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как эти нормы Федерального закона не относят к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений составление "списков очередников на получение жилых помещений", а соответственно граждане, уволенные в запас с военной службы, не могут и не должны состоять на учете в органах федеральной исполнительной власти, так как основания увольнения, указанные в подпункте "а" пункта 5 Правил, допускали постановку только в общую очередь лиц, нуждавшихся в получении жилья.

К.Ю.И. в судебном заседании свои требования полностью поддержал и дополнил, что оспариваемые им нормы Правил не соответствуют также и пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

Представители заинтересованного лица - Правительства Российской Федерации К.Н.В. и К.Т.Я. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом они поддержали возражения на заявление К.Ю.И.

Выслушав объяснения заявителя К.Ю.И., представителей Правительства Российской Федерации К.Н.В., К.Т.Я., исследовав материалы дела и заслушав заключение заместителя начальника отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Р., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление К.Ю.И. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В силу части 3 статьи 40 Конституции РФ определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан", в редакции от 22 июля 2002 года N 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

Пунктом 3 этого Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.

В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.

Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим постановлением от 17 сентября 2001 года N 675 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы), в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" (далее - ФЦП "ГЖС").

В 2006 году мероприятия ФЦП "ГЖС" включены в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 года.

В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы 21 марта 2006 года приняло постановление N 153, которым утвердило оспариваемые К.Ю.И. Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.

Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405), в "Российской газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).

Таким образом, оспариваемое К.Ю.И. постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Вопреки доводам заявителя К.Ю.И., оснований утверждать, что оспариваемые им положения норм подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил противоречат статьям 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, в том числе и его, не имеется.

Статьей 4 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен исключительный перечень отношений, регулируемых жилищным законодательством. Обеспечение военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, государственным жилищным сертификатом к этому перечню не относится. Не предусматривал правовых оснований для обеспечения граждан жильем посредством жилищных сертификатов и Жилищный кодекс РСФСР.

Из содержания оспариваемого постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 следует, что утвержденные им Правила входят в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 (далее - Подпрограмма) и регулируют особый вид правоотношений между государством и военнослужащими, гражданами, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Об этом прямо указано в пункте 2 Правил, согласно которому предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.

Статьями 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации решаются вопросы распределения компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений. Причем, как следует из пункта 18 статьи 12 и пункта 9 статьи 13, перечень этих вопросов не является исчерпывающим.

Положения оспариваемых К.Ю.И. норм Правил каким-либо образом не противоречат перечисленным в названных статьях Жилищного кодекса полномочиям указанных органов.

Правительство Российской Федерации с учетом, в том числе и положений статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", приняв постановление N 153, расширило перечень категорий военнослужащих и граждан, имеющих право на участие в Подпрограмме, это военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте "в" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе#, и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти (абзац 4 подпункта "а" пункта 5 Правил).

Оспаривание действий соответствующих должностных лиц, которыми по мнению К.Ю.И. были нарушены его права на получение государственного жилищного сертификата, не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и рассматривается в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании таких решений, действий должностных лиц может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, действия которого оспариваются. К.Ю.И. с указанным заявлением может обратиться в районный суд, как по месту нахождения должностного лица, так и по месту своего жительства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые К.Ю.И. положения подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, это постановление принято в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и официально опубликовано для всеобщего сведения, заявление К.Ю.И. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

К.Ю.И. в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "а" пункта 5, пунктов 18, 19 и 21 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.



Решение Верховного Суда РФ от 11 октября 2006 г. N ВКПИ06-68


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N КАС06-486 настоящее решение оставлено без изменения


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение