Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-246 Суд признал соответствующей закону Инструкцию по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, поскольку обязанность фельдшера установить наличие наркотической интоксикации имеет своей целью лишь выявить противопоказания к помещению лица в медвытрезвитель и не имеет отношения к регулированию вопросов в области оказания наркологической помощи больным наркоманией

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ
от 26 июля 2001 г. N КАС01-246


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 июля 2001 г. гражданское дело по жалобе С. на п. 37 Положения о медицинском вытрезвите при горрайоргане внутренних дел и на п.п. 1, 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, утвержденных приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года N 106 по кассационной жалобе Министерства внутренних дел РФ и кассационному протесту прокурора Генеральной прокуратуры РФ на решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2001 года, которым жалоба удовлетворена частично: признаны незаконными пункты 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года N 106, а в остальной части жалоба оставлена без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Ф.А.И., объяснения представителей МВД РФ Б.И.В., Б.М.Н. и Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения С., возражавшего против удовлетворения кассационных жалобы и протеста, выслушав заключение прокурора Ф.А.В., поддержавшей доводы протеста, Кассационная коллегия установила:

Приказом МВД СССР от 30 мая 1985 г. N 106 утверждено Положение о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.

С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании незаконными п. 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел и пунктов 1, 2, 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, ссылаясь на то, что они не соответствуют требованиям федерального закона и нарушают его право быть освидетельствованным врачом-наркологом.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе МВД России и в кассационном протесте прокурор Генеральной прокуратуры РФ Г. ставят вопрос об отмене судебного решения в части признания незаконными п.п. 2 и 4 Инструкции, полагая выводы суда о несоответствии их закону ошибочными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы и протеста, Кассационная коллегия находит судебное решение подлежащим отмене в части признания незаконными п.п. 2 и 4 Инструкции по следующим основаниям.

Согласно п. 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел доставленные на вытрезвление осматриваются фельдшером и дежурным в присутствии понятых одного пола с доставляемым. Осмотр и оказание медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление, производятся фельдшером в соответствии с Инструкцией по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители.

Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. N 1027-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Совету Министров РСФСР поручалось осуществить меры по передаче в ведение других органов обязанностей милиции по организации работы медицинских вытрезвителей.

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" Правительство Российской Федерации издало постановление N 723 от 17 сентября 1992 г., в соответствии с которым на Минздрав России возложены обязанности по руководству работой медицинских вытрезвителей и установлено, что до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство и решения всех организационных вопросов, связанных с передачей обязанностей милиции другим органам, Министерство внутренних дел России продолжает выполнять функции, указанные в пункте 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции".

В настоящее время МВД России продолжает выполнять обязанности по руководству работой медвытрезвителей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2000 г. N 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности" утверждена структура милиции общественной безопасности, в которую входят медицинские вытрезвители при органах внутренних дел до решения вопроса о передаче обязанностей по руководству работой медицинских вытрезвителей Минздраву России.

Согласно п. 11 ст. 11 Закона РСФСР "О милиции" милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе.

Пунктом 37 Положения о медицинском вытрезвителе при горрайоргане внутренних дел предусмотрен осмотр и оказание медицинской помощи лицам, доставленным на вытрезвление фельдшером.

Инструкция по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители в пункте 1 устанавливает, что медицинский осмотр состоит из:

тщательного осмотра состояния кожных покровов;

определения частоты и других характеристик пульса;

измерения артериального давления;

выслушивания сердца и легких;

пальпации живота;

определения психического и неврологического статусов.

Приведенные пункты Положения и Инструкции суд признал соответствующими требованиям законодательства об охране здоровья граждан и не нарушающими прав и свобод граждан.

В указанной части решение Верховного Суда РФ в кассационном порядке не обжаловано.

Пункт 2 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинские вытрезвители, предусматривает, что на основании изучения психического, неврологического, соматического состояния лиц, доставленных в медицинский вытрезвитель, фельдшер устанавливает наличие алкогольной или наркотической интоксикации, различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов и согласно пункту 4 вышеназванной Инструкции при отсутствии у лица медицинских противопоказаний к помещению на вытрезвление фельдшер определяет степень его алкогольного опьянения и принимает решение о возможности помещения данного лица на вытрезвление.

Признавая незаконными приведенные пункты Инструкции, Верховный Суд РФ сослался на ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", предусматривающую медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранения учреждениях здравоохранения.

Между тем, при разрешении спора в указанной части суд применил норму закона, не подлежащую применению, поскольку оспоренные заявителем пункты 2 и 4 Инструкции регулируют не вопрос о медицинском освидетельствовании лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркопатией, находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача (ст. 44 указанного закона), а лишь вопрос об установлении фельдшером наличия алкогольной или наркотической интоксикации, различных отравлений, повреждений, заболеваний внутренних органов и при отсутствии у лица медицинских противопоказаний к помещению на вытрезвление об определении степени его (лица) алкогольного опьянения и принятии решения о возможности помещения данного лица на вытрезвление.

Кроме того, в медвытрезвители в соответствии с действующим законодательством могут доставляться лишь лица, находящиеся в общественных местах в состоянии опьянения и утратившие способность передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущие причинить вред окружающим или себе, а находящиеся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества (пункт 11 ст. 11 Закона РФ "О милиции"; пункты 1 и 18 Положения о медицинском вытрезвителе).

Согласно же пунктам 26 и 39 Положения о медицинском вытрезвителе доставка лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, в медвытрезвитель категорически запрещена.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции ошибочно руководствовался при разрешении спора ст. 44 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах", которая неприменима к рассматриваемому вопросу, поскольку обязанность фельдшера установить наличие наркотической интоксикации имеет своей целью лишь выявить противопоказания к помещению лица в медвытрезвитель и не имеет отношения к регулированию вопросов в области оказания наркологической помощи больным наркоманией.

Признавая незаконными пункты 2 и 4 Инструкции, суд первой инстанции также ошибочно руководствовался пунктом 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции".

Основания для помещения лица в медицинский вытрезвитель предусмотрены п. 11 ст. 11 данного закона и именно этой нормой следовало суду руководствоваться при разрешении спора.

Пунктом же 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции" (которому по мнению суда первой инстанции противоречат п.п. 2 и 4 Инструкции) предусмотрена необходимость направления в медицинские учреждения для установления факта алкогольного опьянения иных категорий лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении.

Как указано выше, освидетельствование на предмет установления состояния алкогольного опьянения и показаний к помещению лица в медвытрезвитель проводится фельдшером медвытрезвителя совершенно в иных (не предусмотренных п. 19 ст. 11 Закона РФ "О милиции") целях.

Оспоренные заявителем пункты 2 и 4 не противоречат требованиям закона и не нарушают права и свободы граждан.

При этом Кассационная коллегия учитывает и наличие вступившего в законную силу решения Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 года по жалобе Л., которым признан необоснованным довод заявителя о том, что закон вообще не предусматривает деятельность медицинских вытрезвителей, а якобы предписывает доставлять лиц, находящихся в состоянии опьянения в медицинские учреждения либо дежурные части милиции.

По изложенным мотивам, вынесенное по делу судебное решение в части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции, не может быть признано законным и подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, а при применении к возникшему спору суд применил норму закона, не подлежащую применению, неправильно истолковав ее и не применил норму закона, подлежащую применению, Кассационная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя на пункты 2 и 4 Инструкции.

Руководствуясь п. 4 ст. 305, п. 4 ст. 306 и п.п. 1, 2 и 3 ст. 307 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2001 года в части признания незаконными пунктов 2 и 4 Инструкции по оказанию медицинской помощи лицам, доставляемым в медицинский вытрезвитель, утвержденной приказом МВД СССР от 30 мая 1985 года N 106 отменить.

Вынести новое решение в указанной части, которым С. отказать в удовлетворении жалобы на пункты 2 и 4 Инструкции.

В остальной части решение Верховного Суда РФ от 25 мая 2001 года оставить без изменения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 26 июля 2001 г. N КАС01-246


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.