Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2006 г. N ГКПИ05-1523 Суд отказал в признании частично недействующим постановления Минтруда России, поскольку оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан на получение гарантированного пособия по безработице (с изменениями и дополнениями)

Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2006 г. N ГКПИ05-1523

С изменениями и дополнениями от:

8 июня 2006 г.

ГАРАНТ:

См. также Определение Верховного Суда РФ от 7 декабря 2005 г. N ГКПИ05-1523


Именем Российской Федерации


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании частично недействующим пункта 3 "Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62, установил:

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим пункта 3 "Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы, поскольку Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" устанавливает, что справка о среднем заработке предоставляется за последние 3 месяца без каких-либо ограничений, а не с 1-го до 1-го числа и не предшествующих месяцу увольнения.

Заявитель А. извещен о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители заинтересованных лиц: Минздравсоцразвития России Р., Минюста России М.Е.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили в суде, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют требованиям действующего законодательства, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права работников.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Минздравсоцразвития России Р., Минюста России М.Е.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно статьи 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62 утвержден Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 октября 2003 г., регистрационный номер 5196 и опубликован в "Российской газете" N 220 30.10.2003.

Порядок исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости определяет правила исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для случаев определения ее размера, предусмотренных Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", а именно:

для определения размера пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного и в период участия безработного в общественных работах;

для определения размера стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности.

Пункт 3 Порядка предусматривает, что средний заработок работника исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

Защита от безработицы и содействие в трудоустройстве являются одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений.

Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", определяя правовые, экономические и организационные основы государственной политики занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, предусматривает, что работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством (статья 27).

Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 139 устанавливает единый порядок исчисления средней заработной платы.

Из содержания данной статьи Трудового кодекса РФ следует, что расчет средней заработной платы производится, исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев или 3 месяца, предшествующих моменту выплаты. По объяснениям представителя Минздравсоцразвития России Р., отношения, связанные с выплатой пособия по безработице, являются отношениями, непосредственно связанными с трудовыми и, следовательно, регулируются также нормами трудового законодательства. Оспариваемый нормативный правовой акт разработан по аналогии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213.

Положение об особенностях исчисления средней заработной платы в пункте 3 определяет, что средний заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа).

Содержащееся в пункте 3 Порядка требование об исчислении среднего заработка за месяцы, предшествующие месяцу увольнения, обусловлено необходимостью защиты интересов работника.

Так, если работник проработал неполный календарный месяц к моменту увольнения, то включение неполного месяца в исчисляемый период нарушит права работника на справедливую оплату, поскольку может существенно снизиться размер, причитающегося пособия.

Правительство Российской Федерации распоряжением от 23 мая 2003 г. N 670-р обязало федеральный орган исполнительной власти утвердить порядок исчисления среднего заработка для определения размере пособия по безработице (стипендии).

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права граждан на получение гарантированного пособия по безработице, заявление А. не подлежит удовлетворению.

Если заявитель полагает, что в выданной ему справке неправильно указан средний заработок, то он вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.

В связи с тем, что при подаче заявления А. предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а решением суда ему отказано в удовлетворении заявленных требований, с А. подлежит взысканию государственная пошлина.

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-151 настоящее решение оставлено без изменения, резолютивная часть решения суда дополнена указанием на то, что пункт 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62, по своему содержанию не исключает возможность включения в состав расчетного 3-х месячного периода последнего месяца работы, в котором произведено увольнение, если это отвечает интересам работника


На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление А. о признании частично недействующим пункта 3 "Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости", утвержденного Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 62, - оставить без удовлетворения.

Взыскать с А. государственную пошлину в размере 100 рублей в доход государства.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 24 января 2006 г. N ГКПИ05-1523


Текст решения официально опубликован не был


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 июня 2006 г. N КАС06-151


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение