Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 14-Г06-19 Суд отказал в признании недействующими нормативных правовых актов субъекта РФ, поскольку в соответствии с федеральным законодательством меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, и осуществляются в форме ежемесячной денежной выплаты, размер и порядок которой устанавливаются нормативным правовым актом муниципального образования субъекта РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 27 декабря 2006 г. N 14-Г06-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Р.Г.А., Ч., П.В.В., Р.Н.А., Ф. о признании недействующими в части Закона Воронежской области N 36-03 от 02.06.2005 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и у (или) иных коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" и постановления администрации Воронежской области от 19 августа 2005 года N 801 "Об установлении размера и порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований для социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа", а также постановления администрации Воронежской области от 07 июля 2006 года N 550 "Об установлении размера и порядка предоставления ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан, проживающих в сельской местности", по кассационным жалобам П.В.В., Р.Н.А., Р.Г.А., на решение Воронежского областного суда от 2 октября 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., объяснения Р.Н.А., представителя П.В.В. и Р.Г.А. - адвоката П.В.Н. поддержавших доводы кассационных жалоб, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации С., полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Р.Г.А., Ч., П.В.В., Р.Н.А., И., являются медицинскими работниками муниципальных учреждений здравоохранения, работающими и проживающими в сельской местности Считая нарушенными свои права, они обратились в суд с требованиями о признании недействующими в части Закона Воронежской области N 36-03 от 02.06.2005 года "О мерах социальной поддержки по оплате жилья и (или) иных коммунальных услуг отдельных категорий граждан, проживающих в сельской местности" (в редакции закона N 35-03 от 04.05.2006 г.) и постановления администрации Воронежской области от 19 августа 2005 года N 801 "Об установлении размера и порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований для социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа".

В обоснование своих требований ссылались на нарушение оспариваемыми нормативными правовыми актами их прав и свобод, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Заявители ссылались на Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" от 10 июня 1930 года и п. 9 ст. 63 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан", которыми врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. До сентября 2004 года эти льготы заявителям и членам их семей предоставлялись в натуральном выражении.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" внесены изменения в ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".

Заявители указывают, что статья 63 Основ дана в новой редакции, в которой отсутствует указание на наличие у лиц названной категории права на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, однако полагают, что до настоящего времени продолжает действовать Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" от 10 июня 1930 года, устанавливающее эти льготы.

Кроме того, заявители ссылались на ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., которой предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом".

Таким образом, по мнению заявителей, ч. 2 п. 9 ст. 63 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" в прежней редакции, предусматривающая# право на бесплатное проживание названных медицинских работников в сельской местности" (в редакции закона N 35-03 от 04.05.2006 г.) принят в соответствии с Федеральным законодательством в рамках предоставленных законом полномочий и не может нарушать прав медицинских работников муниципальных органов здравоохранения.

Представитель администрации Воронежской области и Воронежской областной Думы заявленные требования не признали.

Решением Воронежского областного суда от 02 октября 2006 г. в удовлетворении заявлений П.В.В., Р.Н.А., Р.Г.А., Ф. отказано.

П.В.В., Р.Н.А., Р.Г.А., подали кассационные жалобы, в которых просят решение отменить и дело направить на новое судебное рассмотрение. Полагают, что выводы суда противоречат материальному закону, суд дал ошибочную оценку доводам заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

Суд правильно исходил из того, что Постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" от 10 июня 1930 года, квалифицированным медицинским работникам, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, предоставлялись бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.

Однако, приведенное Постановление признано утратившим силу соответствии со ст. 5 Федерального закона от 6 мая 2003 г. N 52-фз "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" (с изменениями от 29 декабря 2004 г.).

Таким образом, оснований для применения названного постановления, в том числе по аналогии не имелось.

Помимо изложенного, заявители указывают, что ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. предусматривает, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. 18008509

Однако, в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., статья 4 Закона Воронежской области N 36-03 (в редакции закона N 35-03) предусмотрела, что предоставление мер социальной поддержки (за исключением педагогических работников) осуществляется в форме ежемесячной денежной выплаты, размер и порядок выплаты которой устанавливаются нормативным правовым актом администрации Воронежской области.

Этим нормативным правовым актом явилось постановление администрации Воронежской области от 19 августа 2005 г. N 801 "Об установлении размера и порядка предоставления субвенции бюджетам муниципальных образований для социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", которым установлен размер ежемесячной денежной выплаты на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на оплату жилья и коммунальных услуг 215 рублей для категорий граждан, указанных в пункте 1, 2 части 1 статьи 2 Закона Воронежской области от 02.06.2005 г. N 36-03, на оплату коммунальных услуг 177 рублей для категорий граждан, указанных в пункте 2, 3 части 2 статьи 2 Закона Воронежской области от 02.06.2005 г. N 36-03 и утвержден порядок предоставления, и расходования субвенций на оплату льгот коммунальных услуг бюджетам муниципальных образований на осуществление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Однако указанная норма в настоящее время признана утратившей силу и, следовательно, не может быть применима.

Довод кассационных жалоб о том, что областным законодателем не соблюдается ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. неправомерен. В соответствии со ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. Таким образом, оспариваемые нормы не находятся в противоречии со ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ согласно которой, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Лишь установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Воронежского областного суда от 2 октября 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу П.В.В., Р.Н.А., Р.Г.А., - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 декабря 2006 г. N 14-Г06-19


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.