Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 42-Г06-1 Суд признал недействующим в части нормативный правовой акт субъекта РФ, поскольку согласно действующему законодательству правительство субъекта РФ не вправе утверждать программы социально-экономического развития, в его компетенцию входит только формирование проектов подобных целевых программ и обеспечение их реализации

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 29 ноября 2006 г. N 42-Г06-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащим закону постановления правительства Республики Калмыкия от 04.05.2005 года N 119 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ" (в части) по кассационной жалобе правительства Республики Калмыкия на решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 августа 2006 года, которым постановлено: Заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации удовлетворить частично.

Признать пункты 2, 7, 13, 14, 15, 17, 25, 29 Порядка разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04.05.2005 г. N 119, приложение N 1 к Порядку разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, в части относящей к компетенции Правительства Республики Калмыкия утверждение республиканских целевых программ, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу. В остальной части требований отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителей по доверенностям правительства Республики Калмыкия Ц. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации К., полагавшего решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону постановления правительства Республики Калмыкия от 04.05.2005 г. N 119 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ" (в части), указав, что отдельные положения названного постановления и пункты 2, 7, 13, 14, 15, 17, 25, 29, утвержденного указанным постановлением правительства Республики Калмыкия Порядка разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, приложения N 1 к Порядку разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, содержат положения, относящие к компетенции правительства Республики Калмыкия утверждение республиканских целевых программ, что противоречит Федеральному Закону от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Бюджетному кодеку# РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представители правительства Республики Калмыкия не признали требования, пояснив, что законами субъекта утверждаются только программы социально-экономического развития субъекта РФ. Однако республиканские целевые программы не относятся к программам социально-экономического развития, долгосрочным программам и могут быть утверждены правительством Республики Калмыкия.

По делу постановлено указанное выше решение.

Правительство Республики Калмыкия подало кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления суд не учел все обстоятельства по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение подлежащим оставлению без изменения с уточнением резолютивной части решения.

В соответствии с п. "н" ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 75 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции РФ


Согласно подпункту "г" ч. 2 ст. 5, подпункту "б" п. 2 ст. 21 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 148 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), утверждаются законом субъекта Российской Федерации.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "N 184-ФЗ"


Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта Российской федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекты программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Поскольку в силу ст. 179 Бюджетного Кодекса РФ долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, а статьями 30, 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия, статьей 4 Закона Республики Калмыкия "О Правительстве Республики Калмыкия" предусмотрены полномочия Правительства Республики Калмыкия только по формированию проектов целевых программ социально-экономического развития и обеспечению их реализации, но не утверждению.

Правительством Республики Калмыкия постановлением от 04.05.2005 г. N 119 утвержден Порядок разработки, и реализации республиканских целевых программ.

Пункты 2, 7, 13, 14, 15, 17, 25, 29, утвержденного указанным постановлением Порядка разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, Приложения N 1 к Порядку разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, относят к компетенции Правительства Республики Калмыкия утверждение целевых программ.

В силу пункта 2 одним из этапов разработки целевых программ является утверждение Правительством Республики Калмыкия целевой программы, из пункта 15 следует, что целевые программы утверждаются Правительством Республики Калмыкия.

Суд пришел к выводу о том, что указанные положения противоречат подпункту "г" ч. 2 ст. 5, подпункту "б" п. 2 ст. 21 Федерального Закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", а также ст. 179 Бюджетного Кодекса, а по смыслу указанной правовой нормы к программам социально-экономического развития субъекта РФ относятся, в том числе и целевые программы, касающиеся всей территории субъекта РФ.

Вместе с тем, суд не нашел оснований для признания противоречащим федеральному законодательству постановления Правительства Республики Калмыкия от 04.05. 2005 г. N 119 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ", поскольку указанным постановлением лишь утвержден прилагаемый Порядок разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ.

Учитывая, что утвержденный указанным постановлением Порядок разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ является нормативным правовым актом, так как издан исполнительным органом государственной власти, устанавливает нормы поведения для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение - суд пришел к выводу о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению в части признания противоречащими федеральному законодательству пунктов 2, 7, 13, 14, 15, 17, 25, 29 Порядка разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04.05.2005 г. N 119, приложение N 1 к Порядку разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, в части относящей к компетенции Правительства Республики Калмыкия утверждение республиканских целевых программ и признал его недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Ссылка Правительства Республики Калмыкия на то, что оспариваемые нормы регулируют разработку, утверждение не долгосрочных социально-экономических, а иных республиканских целевых программ, не свидетельствует о неправильности постановленного судебного решения.

В силу п. 1 Порядка под республиканской программой понимается скоординированный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс производственных, научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение проблем по приоритетным направлениям социально-экономического развития области в соответствии с программой социально-экономического развития области, финансирование которых в части областного бюджета осуществляется за счет средств текущего финансирования органов исполнительной власти республики.

Из изложенного следует, что программы, принимаемые и реализуемые в Республики Калмыкия, представляют собой комплекс мероприятий социально-экономического развития области по отдельным направлениям, то есть фактически являются программами социально-экономического развития отдельных отраслей экономики или социальной сферы.

Порядок же утверждения программ социально-экономического развития, установленный как на федеральном уровне, так и законодателем субъекта, не предполагает возможности утверждения таких программ высшим органом исполнительной власти либо высшим должностным лицом республики.

Поскольку правительство или высшее должностное лицо исполнительной власти не вправе утверждать программы социально-экономического развития.

Руководствуясь ст. 360 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Республики Калмыкия от 29 августа 2006 года оставить без изменения, кассационную жалобу председателя правительства Республики Калмыкия - без изменения.

Уточнить резолютивную часть решения, указав: Признать пункты 2, 7, 13, 14, 15, 17, 25, 29 Порядка разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 04.05.2005 г. N 119, приложение N 1 к Порядку разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ, в части относящей к компетенции Правительства Республики Калмыкия утверждение республиканских целевых программ социально-экономического развития, противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения в законную силу.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 г. N 42-Г06-1


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение