Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. N 47-В04-4 Дело о взыскании суммы в связи с изменением размера пенсии направлено на новое рассмотрение, поскольку пересмотр пенсий военнослужащим должен производиться, исходя из нормы денежной продовольственной компенсации, установленной федеральным законодательством, а не из представленного истцом расчета взыскания пенсии с учетом роста потребительских цен

Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. N 47-В04-4


Судья Верховного Суда Российской Федерации Г., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе временно исполняющего обязанности военного комиссара Оренбургской области Х. дело по иску Ф. к военному комиссариату Оренбургской области о взыскании суммы в связи с изменением размера пенсии, установил:

Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Оренбургской области о взыскании недоплаченной пенсии с учетом индексации, ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию, в состав которой входит месячная стоимость продовольственного пайка. По мнению истца, Военный комиссариат Оренбургской области неправильно выплачивает ему денежную компенсацию в фиксированном размере - 20 рублей в сутки, а не реальную стоимость пайка. Просил произвести перерасчет пенсии с 1 января 2002 года с учетом месячной стоимости продовольственного пайка и обязать ответчика и в дальнейшем производить начисление и выплату пенсии с учетом действительной месячной стоимости продовольственного пайка.

Ответчик иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 3 июня 2003 года иск удовлетворен. Судом постановлено: взыскать с Военного комиссариата Оренбургской области в пользу Ф. недоплаченную пенсию в сумме 19205 рублей 14 копеек и в счет ее индексации за период с января 2000 года по декабрь 2002 года - 4790 руб. 10 коп., а всего - 23995 руб. 24 коп.; обязать Военный комиссариат Оренбургской области производить с 1 января 2003 года начисление и выплату пенсии Ф. с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе временно исполняющий обязанности военного комиссара Оренбургской области Х. просит решение суда по делу отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Судьи Верховного Суда РФ от 18 августа 2004 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Оренбургского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе временно исполняющий обязанности военного комиссара Оренбургской области Х. указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.

Согласно ст. 43 Закона РФ N 4468-1 от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава названных органов. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава, (в редакциях Федеральных законов от 28.11.1995 года N 186-ФЗ, от 21.07.1998 года N 117-ФЗ, от 30.06.2002 года N 78-ФЗ, от 25.07.2002 года N 116-ФЗ).

При увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава пенсии подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения, учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (пункт "б" статьи 49 этого Закона).

Удовлетворяя иск и взыскивая с Военного комиссариата Оренбургской области в пользу Ф. задолженность по пенсии за период с 01.01.2000 года по декабрь 2002 года с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, индексированной по потребительским ценам, в сумме 23995 руб. 05 коп., суд руководствовался названными нормами права и мотивировал свое решение тем, что месячная стоимость продовольственного пайка подлежит увеличению на индекс потребительских цен согласно справок Оренбургского областного Комитета государственной статистики, поскольку расчет, применяемый ответчиком - 20 рублей в сутки на основании Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и последующие годы, не соответствует реальной стоимости пайка и ущемляет интересы истца. По мнению заявителя эти выводы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам, рядового начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (п.п. "б" п. 1 ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49).

Названный порядок установлен п.п. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособия лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", согласно которому, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п.п. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производится, исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной Федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г. Федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.

В силу ст. 162 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и соответствующих статей соответствующих Законов на 2001, 2002 и 2003 годы законодательные акты, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с его требованиями.

Учитывая, что положения, закрепленные в названных федеральных законах являются обязательными для всех государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, поскольку в них в законодательном порядке распределены финансовые расходы, исходя из экономических возможностей государства, никакими другими данными, содержащимися в справках, информациях различных должностных лиц и организаций относительно размеров возможной денежной компенсации взамен продовольственного пайка или его стоимости, руководствоваться нельзя.

Таким образом, представленный истцом расчет взыскания пенсии с учетом роста потребительских цен на недоплаченную месячную стоимость продовольственного пайка не может служить правовым основанием для удовлетворения иска, поскольку в законодательном порядке основой такого расчета является специальный закон - Федеральный закон "О федеральном бюджете".

Учитывая изложенное, пересмотр пенсий военнослужащим должен производится, исходя из нормы денежной продовольственной компенсации - 20 рублей в сутки, установленной федеральными законами о бюджете на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г.

Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой временно исполняющего обязанности военного комиссара Оренбургской области Х. и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:

дело по иску Ф. к Военному комиссариату Оренбургской области о взыскании суммы в связи с изменением размера пенсии направить для рассмотрения по существу в президиум Оренбургского областного суда.



Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. N 47-В04-4


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.