Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 23 февраля 1998 г. N 04-06-02 Об ограничении деятельности на территории РФ предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах

Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
от 23 февраля 1998 г. N 04-06-02


В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (пункт 13 Протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе от 20.12.97 N 15) Министерство финансов рассмотрело вопрос в отношении ограничения деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах и сообщает следующее.

В соответствии с декларированным Россией на самом высоком уровне принципом гарантирования национального режима для иностранных инвестиций мы не имеем никаких прав дискриминировать инвестиции из каких-либо стран или регионов лишь по причине того, что в указанных странах существуют более льготные режимы налогообложения, чем в России или других странах с "нормальным" налогообложением. Данный подход распространен во всем мире.

В то же время нельзя не признать, что офшорные налоговые системы зачастую используются в целях уклонения от налогообложения или получения необоснованных налоговых льгот. Страны, имеющие проблемы с уходом национальных капиталов в офшорные зоны или использованием таких стран с целью получения не облагаемых налогами доходов или доходов, облагаемых по минимальным ставкам, как правило, имеют в своих национальных законодательствах специальные положения, защищающие собственную доходную базу.

Здесь в основном речь идет о случаях, когда страна имеет с офшорными странами соглашения об устранении двойного налогообложения, гарантирующие льготы по налогу на прибыль (доходы) или имущество резидентам офшорной страны, поскольку в противном случае существенных проблем с уходом от налогообложения в рамках законности не возникает.

Вопрос в контексте противодействия уклонению использования офшорных стран для уклонения от уплаты налогов акцентирован на выяснении следующих фактов: действительно ли лицо, имеющее льготы по налоговому соглашению, является налоговым резидентом офшорной страны, а также лицом, являющимся фактическим владельцем доходов. Кроме того, выясняется возможность существования более тесных отношений между плательщиком и получателем дохода, чем отношения между независимыми сторонами (включая обоснованность используемых цен). На выяснении указанных фактов и базируются современные системы противодействия уклонению от налогообложения во многих экономически развитых странах (ФРГ, Франции, США, Италии, Австралия, Новая Зеландия).

Эта задача в значительной мере лежит на национальных налоговых службах, хотя определенное участие принимает и министерство финансов, а также правоохранительные органы. Например в ФРГ ежегодно составляется перечень стран, которые имеют элементы офшорного налогового законодательства. Указанные перечни имеются в распоряжении налоговых органов и используются для того, чтобы в отношении получателей доходов, являющихся резидентами этих стран применялся более серьезный контроль за обоснованностью предоставления льгот. И пока налоговые органы не будут удовлетворены имеющейся информацией (причем, за ее предоставление отвечает получатель дохода, что само по себе блокирует действие закона о банковской тайне, характерного для офшорных стран), налоговые льготы по налоговым соглашениям или по иным основаниям не предоставляются. Данная система апробирована во многих странах и серьезных нареканий со стороны налогоплательщиков не вызывает.

Действие указанной системы предусматривает разработку налоговыми органами детализированных формуляров, заполняемых получателями доходов из источников в Российской Федерации, являющихся резидентами стран с офшорным законодательством (аналоги таких формуляров легко найти в тех же ФРГ или Австралии), или же в отношении операций, в связи с которыми налоговые органы имеют сомнения в обоснованности предоставления льгот.

Такой путь представляется наиболее справедливым, логичным и легко реализуемым (поскольку не дает серьезных оснований предъявить России претензии в дискриминации).

В данном контексте необходимо упомянуть, что отдельные (очень немногие, как например США и Великобритания) страны предусматривают в своих налоговых соглашениях с офшорными странами специальные положения, ограничивающие действие таких соглашений применительно к офшорному сектору, однако, как это показывает практика, такие меры малоэффективны. В настоящее время все больше возможностей опосредованного предоставления налоговых льгот, когда офшорная юрисдикция либо использует метод освобождения от налогов всех или отдельных доходов от экспорта капитала ("exemption method"), или компенсирует взысканные налоги, или же обеспечивает льготы иным методом, что камуфлирует безналоговый статус компании и в итоге нивелирует смысл включения в налоговое соглашение оговорок об исключении из сферы его действия офшорных компаний. Достаточно вспомнить в указанном контексте наш опыт существования предприятий, зарегистрированных в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Таким образом, не исключая в целом возможности использования подобного метода борьбы с уклонением от уплаты налогов через использование офшорных юрисдикций, мы тем не менее не считаем его реальной панацеей.

В связи с указанным полагаем целесообразным поручить Госналогслужбе России по согласованию с Минфином России разработать порядок и формы в отношении требований по предоставлению налоговым органам информации для целей налогообложения от резидентов отдельных стран, имеющих элементы льготного (офшорного) законодательства, получающих доходы из Российской Федерации.


М.А.Моторин


По вопросу в отношении ограничения деятельности на территории РФ предприятий, зарегистрированных в оффшорных зонах настоящим письмом сообщается, что в соответствии с декларированным Россией на самом высоком уровне принципом гарантирования национального режима для иностранных инвестиций невозможна дискриминация инвестиций из каких-либо стран или регионов лишь по причине того, что в указанных странах существуют более льготные режимы налогообложения, чем в России или других странах с "нормальным" налогообложением.



Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ от 23 февраля 1998 г. N 04-06-02


Текст письма подключен в базу в соответствии с Договором между НПП "Гарант-Сервис" и Министерством финансов Российской Федерации от 23 марта 1995 г. N 10/р16/95

Письмо носит разъяснительный и рекомендательный характер и не является обязательным для применения Государственными налоговыми инспекциями


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.