Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2007 г. N 1-Г07-4 Суд признал соответствующими федеральному законодательству положения закона субъекта РФ, поскольку оспариваемые нормы разработаны и приняты во исполнение федерального законодательства, а соотношение средств субъектов РФ и местных бюджетов по участию в программе развития жилищного строительства может быть любым

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 28 марта 2007 г. N 1-Г07-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению заместителя прокурора Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 21 декабря 2006 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующими отдельных положений социально-экономической целевой программы Архангельской области "Развитие жилищного строительства в Архангельской области" на 2005-2008 годы, утвержденной областным законом от 20 сентября 2005 года N 80-5-ОЗ.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ З., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца шестого подраздела 4.3.1 "Общие положения реализации подпрограммы "Строительство и приобретение жилья в сельской местности" раздела 4.3 "Реализация подпрограммы "Строительство и приобретение жилья в сельской местности" в части цифр "30" социально-экономической целевой программы Архангельской области "Развитие жилищного строительства в Архангельской области" на 2005-2008 годы, утвержденной областным законом от 20 сентября 2005 года N 80-5-ОЗ.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что оспариваемым положением Программы доля средств областного бюджета в финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, предусмотрена в размере не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Однако, как следует из абзаца двенадцатого подраздела "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" раздела III "Мероприятия Программы" Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут обеспечивать финансирование указанных мероприятий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и разрабатывать меры по привлечению средств внебюджетных источников.

Таким образом, размер финансирования расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, установленный Программой, по мнению прокурора, противоречит положениям федерального законодательства.

Решением суда от 21 декабря 2006 года в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области отказано.

В кассационном представлении прокурор просит об отмене судебного решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

Как видно из материалов дела, в соответствии с абзацем первым и вторым подраздела 4.3.1 раздела 4.3 Программы государственным заказчиком подпрограммы "Строительство и приобретение жилья в сельской местности" является департамент агропромышленного комплекса администрации области, осуществляющий реализацию мероприятий на территории Архангельской области в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года". Финансирование мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств всех уровней, средств организаций, населения, кредитных учреждений и прочих источников.

Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" (далее Федеральная программа) утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858. Пунктом 4 данного постановления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и принять региональные и муниципальные программы социального развития села до 2010 года, предусматривать в проектах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов средства на реализацию указанных программ.

Таким образом, судом установлено, что Программа, утвержденная областным законом от 20 сентября 2005 года N 80-5-ОЗ, разработана и принята во исполнение вышеуказанного постановления Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 12 раздела III Федеральной программы предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут обеспечивать финансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 40 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и разрабатывать меры по привлечению средств внебюджетных источников.

Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из буквального толкования данного положения Федеральной программы о том, что финансирование указанных мероприятий субъектами Российской Федерации в размере не менее 40 процентов носит предположительный характер.

Действительно, абзацем шестым подраздела 4.3.1 раздела 4.3 Программы предусмотрено, что доля средств областного бюджета составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья.

Однако Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 250 утверждены "Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности", которыми установлены порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение указанных мероприятий.

Пунктом 3 раздела II названных Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются на условиях участия в финансировании (софинансировании) субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и граждан.

Доля средств, выделяемых в форме субсидий, составляет не более 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Доля собственных (в том числе заемных) средств, привлекаемых гражданами, составляет не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья. Оставшаяся доля средств расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья выделяется из бюджета субъектов Российской Федерации и (или) местного бюджета на основании договоров (соглашений), предусмотренных пунктом 20 настоящих правил.

В соответствии с пунктом 20 Правил предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется на основании заключенных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и органами исполнительной власти договоров (соглашений) о порядке и условиях предоставления субсидий.

3 августа 2006 года между Министерством сельского хозяйства РФ и департаментом агропромышленного комплекса администрации Архангельской области заключен договор по выполнению мероприятий Программы по развитию жилищного строительства в сельской местности, согласно которому для финансирования указанной программы в 2006 году федеральный бюджет выделяет бюджету Архангельской области средства в размере 6000000 рублей.

Таким образом, судом установлено, что кроме федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных средств, к участию в финансировании привлекаются также местные бюджеты. Конкретная доля средств из областного, а также местных бюджетов по участию в Федеральной программе Постановлением Правительства не установлена.

В связи с этим суд правомерно посчитал, что соотношение средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по участию в Программе может быть любым, в том числе 30% из бюджета субъекта и 10% из местных бюджетов.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что положения оспариваемого прокурором нормативного правового акта в части цифр "30" не противоречат Федеральному законодательству, следует признать правильным, а его решение об отказе в удовлетворении заявления заместителя прокурора Архангельской области законным и обоснованным.

Доводы представления прокурора о том, что органы местного самоуправления не являются участниками областной Программы не соответствуют положениям того же пункта 4.3.1, в соответствии с которыми финансирование мероприятий осуществляется за счет бюджетных средств всех уровней.

Ссылка на обязательность исполнения законодателем области предписаний указанного выше абзаца двенадцатого подраздела "Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе" раздела III "Мероприятия Программы" Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", является необоснованной, поскольку приведенные в нем положения характера властных предписаний не носят и являются предполагаемыми, что прямо следует из их содержания.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационное представление не содержит.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, определила:

решение Архангельского областного суда от 21 декабря 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 марта 2007 г. N 1-Г07-4


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.