Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 11-Г07-6 Суд признал соответствующим законодательству закон субъекта РФ, поскольку органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления, вопросы организации и деятельности которых по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ и федеральным законодательством, поэтому оспариваемые положения не являются вмешательством в компетенцию РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 4 апреля 2007 г. N 11-Г07-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению участвующего в деле прокурора на решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2006 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений Закона Республики Татарстан от 27 февраля 2004 года N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., возражения против кассационного представления представителей Государственного Совета Республики Татарстан Л. и Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Татарстан обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, а потому недействующими абзацы 3, 4 статьи 4, абзац 3 статьи 5, статью 8 Закона Республики Татарстан "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республике Татарстан" N 8-ЗРТ от 27 февраля 2004 г. (далее - Закон РТ).

В обоснование требований указал на то, что федеральным законодательством не предусмотрено создание органами местного самоуправления советов (комиссий) по опеке и попечительству. Однако Государственный Совет Республики Татарстан в статье 8 Закона РТ такое полномочие закрепил за органами местного самоуправления.

В абзацах 3, 4 статьи 4 и в абзаце 3 статьи 5 Закона РТ определены полномочия органов опеки и попечительства по защите прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних лиц признанных судом недееспособными или ограничено дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. По мнению прокурора, такие полномочия не могут регулироваться законом субъекта Российской Федерации.

Решением суда от 22 декабря 2006 года в удовлетворении заявления отказано.

Участвующий в деле прокурор в кассационном представлении просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

27 февраля 2004 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан N 8-ЗРТ "Об организации деятельности органов опеки и попечительства в Республики Татарстан".

Согласно абзацам 3 и 4 статьи 4 данного Закона основными задачами органов опеки и попечительства в Республике Татарстан являются обеспечение оптимальных условий для жизни совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья нуждаются в опеки и попечительстве; защита имущественных и личных неимущественных нрав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, а также совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

В соответствии с абзацем 3 статьи 5 Закона РТ в целях защиты прав и законных интересов граждан органы опеки и попечительства устанавливают опеку или попечительство над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, совершеннолетними лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными.

Отказывая прокурору в признании приведенных норм недействующими, суд обоснованно исходил из того, что органами опеки и попечительства в силу пункта 2 статьи 121 Семейного кодекса РФ являются органы местного самоуправления, что вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются органами опеки и попечительства на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом Гражданским кодексом Российской Федерации.

Коль скоро опека и попечительство над совершеннолетними лицами, признанными судом недееспособными или ограниченно дееспособными, в соответствии с пунктом 1 статьи 34, пунктом 1 статьи 35 ГК РФ назначаются теми же органами опеки и попечительства (органами местного самоуправления), что и над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, суд сделал правильный вывод о том, что законодатель Республики Татарстан, пользуясь предоставленным ему федеральным законом правом разрешать вопросы организации и деятельности этих органов, обоснованно в оспариваемых положениях в качестве их основных задач и функций воспроизвел ряд положений Семейного и Гражданского кодексов РФ.

Подобное законотворчество субъекта Российской Федерации полностью соответствует приведенным выше требованиям статьи 121 Семейного кодекса РФ и не может рассматриваться в качестве вмешательства в компетенцию Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Закона РТ для решения отдельных вопросов органы местного самоуправления вправе создавать советы (комиссии) по опеке и попечительству.

Правомерно отнеся такое право органов местного самоуправления к вопросам их организации и деятельности, которые, как указывалось выше, решаются в том числе и в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, суд обоснованно посчитал данную норму не противоречащей федеральному закону.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении заявления прокурора следует признать правильным.

Доводы кассационного представления направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховною Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 22 декабря 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление участвующего в деле прокурора - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 11-Г07-6


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.