Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 46-Г07-4 Закон области о запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей признан противоречащим законодательству, поскольку законодательство о рекламе, а также об ограничении курения табака относится к ведению РФ

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 46-Г07-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Самарской области N 125-ГД от 7 ноября 2006 г. "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области" по кассационным жалобам Губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы на решение Самарского областного суда от 26 декабря 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В., полагавшей в удовлетворении кассационных жалоб отказать, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Самарской Губернской Думой 24 октября 2006 г. принят Закон N 125-ГД "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области", который 7 ноября 2006 г. подписан Губернатором Самарской области и официально опубликован в газете "Волжская коммуна" 10 ноября 2006 г. N 209.

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании названного Закона противоречащим федеральному законодательству и недействующим, ссылаясь на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по правовому регулированию правоотношений в сфере рекламы.

В судебном заседании прокурор Самарской области заявленные требования поддержал.

Самарская Губернская Дума и Губернатор Самарской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Самарского областного суда от 26 декабря 2006 г. заявленные прокурором Самарской области требования удовлетворены. Закон Самарской области от 7 ноября 2006 г. N 125-ГД "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области" признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационных жалобах Губернатор Самарской области и Самарская Губернская Дума просят указанное решение суда отменить в связи с неправильными применением судом норм материального права и постановить новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Законодательство о рекламе призвано регулировать отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы.

Как усматривается из положений оспариваемого Закона, предметом его регулирования являются отношения, связанные с осуществлением на территории Самарской области рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. При этом статьей 3 данного Закона установлен запрет на территории Самарской области рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей в любой форме.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального Закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", согласно которому законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Порядок размещения рекламы табака и табачных изделий, а также ограничения по размещению рекламы урегулированы федеральным законодателем и регламентированы ст. 23 Федерального Закона "О рекламе", Так, реклама табака и табачных изделий не должна быть размещена в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; на всех видах транспортных средств общего пользования; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе, чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе, чем сто метров от таких сооружений.

Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что, вводя запрет на размещение рекламы табака и табачных изделий на территории Самарской области законодательный орган субъекта Российской Федерации вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку сфера правоотношений в области рекламы относится в ведению Российской Федерации и любые ограничения в этой области могут вводиться только федеральным законом.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что целью принятия оспариваемого закона является оздоровление населения на территории Самарской области, при этом вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем оспариваемый закон принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, не может быть признана состоятельной.

Как усматривается из ст. 1 оспариваемого Закона предметом его регулирования являются отношения в сфере рекламы. Данные правоотношения относятся к гражданско-правовым, поскольку возникают при осуществлении предпринимательской деятельности по производству, размещению и распространению рекламы. Конституция Российской Федерации относит гражданское законодательство к ведению Российской Федерации.

Кроме того, регулирование вопросов в области ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения регулируется Федеральным Законом от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", из ст. 2 которого усматривается, что законодательство Российской Федерации об ограничении курения табака также состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. При этом полномочий по регулированию данных вопросов субъектам Российской Федерации не предоставлено.

Иные доводы кассационных жалоб по существу сводятся к неправильному применению и толкованию норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.

На основании изложенного, Судебная коллегия считает, что судом правильно и полно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушения или неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судом не допущено, а поэтому оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Самарского областного суда от 26 декабря 2006 г. - оставить без изменения, а кассационные жалобы Губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 46-Г07-4


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.