Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 5-В06-86 Дело о перерасчете пенсии военнослужащего надлежит передать на рассмотрение по существу в суд надзорной инстанции, поскольку в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих пенсии подлежат пересмотру

Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 5-В06-86


Судья Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев истребованное по надзорной жалобе адвоката М., действующего в интересах В. (по доверенности), дело по иску В. к Военному комиссариату г. Москвы о перерасчете пенсии, установил:

В. обратился в суд с исковым заявлением о перерасчете пенсии за период с 01.01.1995 г. по 01.03.1998 г. ссылаясь на то, что является пенсионером Министерства обороны РФ, а приказом Министра обороны РФ от 10 января 1995 года, изданным во исполнение постановления Правительства Российской Федерации N 1349 от 7 декабря 1994 года "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил" военнослужащим был увеличен размер должностного оклада на 25%, что является основанием для перерасчета его пенсии, однако пенсия ему была пересчитана лишь с 1 марта 1998 года. Истец также просил произвести перерасчет пенсии с 01.01.2000 г. по день рассмотрения дела в суде в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, с учетом увеличения индекса потребительских цен.

Ответчик иск не признал.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2004 года в иске отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 16 марта 2005 года решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе адвокат М., действующий в интересах В. (по доверенности), просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Судьи Верховного Суда РФ от 25 апреля 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Московского городского суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе адвокат М., действующий в интересах В. (по доверенности), указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 г. N 1349 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел" (новая редакция от 02.04.2002 г. N 204) Министру обороны Российской Федерации и Министру внутренних дел Российской Федерации предоставлено право устанавливать военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 50% оклада по воинской должности (должностного оклада), а также устанавливать оклады по воинской должности (должностные оклады) с увеличением на 25%.

Во исполнение указанного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.01.1995 г. N 20 увеличены на 25% оклады по воинской должности за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

В соответствии с п. "б" ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.

Ссылка в решении суда на то, что указанный приказ МО РФ от 10.01.1995 г. N 20 решением Верховного Суда РФ от 22.08.1997 г. был признан недействующим со дня его издания (по формальным основаниям - как не прошедший регистрацию в Министерстве юстиции РФ), не может являться основанием к отказу В. в иске, так как увеличение оклада по воинской должности произошло на основании ст. 49 указанного Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. N 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1994 г. N 1349.

Более того, приказ от 10 января 1995 г. N 20 хотя и признан незаконным, но фактическое повышение с 1 января 1995 г. денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, состоялось, что в силу п. "б" ст. 49 названного выше Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" является основанием для увеличения размера пенсий.

Иное противоречило бы равенству всех перед законом.

Отказывая В. в иске о перерасчете пенсии с 01.01.2000 г. в связи с увеличением стоимости продовольственного пайка, суд ошибочно исходил из того, что стоимость продовольственного пайка не входит в денежное довольствие военнослужащих, состоящих на службе, а является одной из форм продовольственного обеспечения в виде выплаты военнослужащим денежной компенсации взамен положенного продовольственного пайка. Продовольственный паек не является составляющей денежного довольствия военнослужащих. Увеличение стоимости продовольственного пайка не может служить основанием для увеличения пенсии.

Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение военнослужащих осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством РФ, в порядке, определяемом Министерством обороны РФ в форме натурального продовольственного обеспечения или выплаты денежной компенсации.

Согласно статье 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров РФ, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлены основания пересмотра пенсий лиц, проходивших военную службу, службу органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Одним из оснований пересмотра пенсии указанным лицам является увеличение денежного довольствия лицам, рядового начальствующего состава. Пенсии подлежат пересмотру, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением (п.п. "б" п. 1 ст. 49).

При этом порядок пересмотра пенсий определяется Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 49).

Названный порядок установлен п.п. "б" п. 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособия лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", согласно которому, в случае увеличения денежного довольствия военнослужащим одновременно подлежат пересмотру пенсии, назначенные ранее уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава, если уровень выплачиваемых им пенсий с учетом индексации (повышения) в соответствии с п.п. "а" п. 14 до увеличения денежного довольствия окажется ниже уровня пенсий, исчисляемых при равных условиях из увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих.

При этом, если имеется основание для пересмотра, ранее назначенные вышеназванным лицам пенсии пересчитываются по нормам, установленным законодательством, исходя из определяемой в порядке, предусмотренном пунктами 8-13 настоящего Постановления, суммы увеличенного денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, исчисленной по состоянию на день увеличения денежного довольствия.

Подход для определения этой части (денежной продовольственной компенсации или месячной стоимости продовольственного пайка) денежного довольствия, учитываемого при расчете и пересмотре пенсий должен быть единообразным с целью избежания неравенства при определении ее денежного выражения. Следовательно, пересмотр пенсий бывшим военнослужащим также должен производится, исходя из ежемесячной денежной компенсации продовольственного пайка, установленной Федеральным законом для военнослужащих, проходящих действительную военную службу.

Размер денежной компенсации взамен продовольственного пайка устанавливается федеральным законом, в связи с чем при определении размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка суд должен руководствоваться не реальной стоимостью продовольственного пайка, а специальным Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Норма денежной продовольственной компенсации взамен продовольственного пайка была установлена на 2000 г., 2001 г., 2002 г., 2003 г. Федеральными законами о бюджете на соответствующие годы в размере 20 рублей в сутки.

Доводы надзорной жалобы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой адвоката М., действующего в интересах В. (по доверенности), и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:

дело по иску В. к Военному комиссариату г. Москвы о перерасчете пенсии, направить для рассмотрения по существу в президиум Московского городского суда.


Определение Верховного Суда РФ от 28 июня 2006 г. N 5-В06-86


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.