Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 53-Г07-2 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных статей Закона Красноярского края от 28 января 2005 г. N 13-2925 "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 53-Г07-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Пирожкова В.Н.

судей Харланова А.В., Маслова A.M.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Тощева А.И. и Мишечкиной М.В. на решение Красноярского краевого суда от 4 декабря 2006 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Тощев А.И., Мишечкина М.В. и Злобин А.Г. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими статьи 2 и 3 Закона Красноярского края N 13-2925 от 28.01.2005 года "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Туруханский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований" (далее Закон края) в части наделения статусом городского поселения города Игарки и включения его в состав Туруханского района.

Требование мотивировали тем, что они проживают в этом городе, а наделение его статусом муниципального образования "городское поселение" вместо статуса "городской округ" нарушает их законные права на осуществление местного самоуправления. Помимо этого заявители указали на то, что Закон края принят без установления границ муниципального образования, что также противоречит федеральному законодательству и нарушает их права на осуществление местного самоуправления.

В судебном заседании представители Законодательного Собрания и Губернатора Красноярского края требования не признали. Представитель заинтересованного лица - администрации Туруханского района просил в удовлетворении заявления отказать.

Решением Красноярского краевого суда от 4 декабря 2006 г. в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе Тощева А.И. и Мишечкиной М.В. поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Как видно из материалов дела и установлено судом, оспариваемый Закон края был принят 28.01.2005 года, подписан губернатором Красноярского края 03.02.2005 года и опубликован в Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края N 7 от 07.02.2005 года. Вступил в силу Закон края, согласно его статье 4, через десять дней после опубликования.

Обосновывая нарушение оспариваемым Законом края принадлежащих им прав, заявители указывают на то, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 N 131-ФЗ от 31.03.2005 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ N 131) органы государственной власти Красноярского края в первую очередь должны были установить границы муниципального образования "город Игарка", что при принятии Закона края сделано не было.

Этим, по мнению заявителей, нарушаются их права, установленные статьями 2, 3 и 11 ФЗ N 131, на осуществление местного самоуправления в установленных законным образом границах муниципального образования, в том числе: в формировании органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения.

Заявители указывают также на то, что территория города Игарки, фактически отвечающая требованиям городского округа, наделена статусом городского поселения, чему она не соответствует, а перечень вопросов местного значения городского округа, установленный статьей 16 ФЗ N 131 является более расширенным по отношению к перечням вопросов местного значения городского поселения и муниципального района, которые содержатся в статьях 14 и 15 этого Федерального закона.

Таким образом, требования заявителей о нарушении их прав на местное самоуправление сводятся к двум основаниям; это не установление границ муниципального образования город Игарка и присвоение ему статуса городского поселения.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 ФЗ N 131 в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 01.03.2005 года устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Таким образом, принимая оспариваемый Закон края Красноярский край, как субъект Российской Федерации, не вышел за пределы своих полномочий.

Из материалов дела следует и никем не оспаривается, что при наделении города Игарки статусом городского поселения и включении его в состав Туруханского района было выявлено мнение населения г. Игарки и Туруханского района посредством голосования по этому вопросу 14.11.2004 г.

Согласно имеющимся в деле протоколам голосования и сводным таблицам территориальных избирательных комиссий Туруханского района и города Игарки население указанных муниципальных образований выразило согласие на изменение статуса города Игарки на городское поселение и включение его в состав Туруханского района.

Право Красноярского края как субъекта РФ о наделении города Игарки статусом городского поселения, как правильно указал суд, следует из положений абзаца 4 части 3 статьи 84 ФЗ N 131, согласно которому городские поселения, являющиеся на день вступления в силу главы 12 ФЗ N 131 муниципальными образованиями, предметы ведения которых на 30.04.2003 года не разграничены, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с 01.01.2006 года являются городскими округами, если законом субъекта Российской Федерации до 01.03.2005 года в соответствии с требованиями части 2 статьи 11 и части 7 статьи 13 настоящего Федерального закона не установлено иное.

Суд обоснованно исходил из того, что в отношении города Игарки такой закон субъекта Российской Федерации (Закон края) был принят с соблюдением необходимых процедур и в пределах компетенции Красноярского края, предусмотренных в ФЗ N 131.

Как обоснованно указал суд, заявители, проживая в городе Игарке, вправе осуществлять свои права по участию в местном самоуправлении, как в пределах самого муниципального образования городского поселения, так и в пределах муниципального образования Туруханский район, в том числе путем реализации своего активного и пассивного избирательного права. Закон края не нарушает их прав на участие в осуществлении местного самоуправления в городском поселении и Туруханском районе посредством формирования представительных и иных органов местного самоуправления. Они не лишены права участия в местных референдумах, муниципальных выборах.

Оценивая доводы заявителей о необходимости обязательного установления границ городского поселения Игарки одновременно с присвоением этому муниципальному образованию статуса, суд обоснованно исходил из следующего.

Действительно, пункт 1 части 1 статьи 85 ФЗ N 131 предусматривает право органов государственной власти субъектов РФ до 01.03.2005 года устанавливать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделять соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района

При принятии Закона края не были установлены новые границы города Игарки уже в качестве присвоенного ему статуса городского поселения.

Однако, как правильно указал суд, из анализа части 3 статьи 85 ФЗ N 131 следует, что утверждение границ муниципальных образований наделенных соответствующим статусом в порядке пункта 1 части 1 настоящей статьи может быть произведено не обязательно одновременно с установлением статуса муниципального образования.

Таким образом, является обоснованным вывод суда о том, что принятие Закона края о наделении города Игарки статусом городского поселения, о включении его в состав муниципального образования Туруханский район, без установления новых границ, не противоречит федеральному законодательству.

Соответствует материалам дела и вывод суда о том, что муниципальное образование - город Игарка не утратило своей самостоятельности. Его прежние сложившиеся границы не изменены. То обстоятельство, что данное муниципальное образование включено в систему местного самоуправления как муниципальное образование "первого уровня", как правильно указал суд, не нарушает прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Вывод суда основан на анализе доказательств, мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к нарушению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Красноярского краевого суда от 4 декабря 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Тощева А.И. и Мишечкиной М.В. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 53-Г07-2


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.