Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 марта 2007 г. N КАС07-49 Оснований для изменения решения суда нет, поскольку в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством суд вправе определять время, с которого нормативный правовой акт (его часть), признанный недействующим, перестает действовать

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 марта 2007 г. N КАС07-49


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Т.Р. об оспаривании пункта 11 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 789,

по кассационной жалобе Б.Т.Р. и кассационному представлению прокурора К. на решение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 года, которым удовлетворено заявленное требование.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф., объяснения представителя Б.Т.Р. - Б.Ю.Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы Б.Т.Р. и возражавшего против удовлетворения кассационного представления прокурора, объяснения прокурора М.Л.Ф., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Б.Т.Р. и поддержавшей кассационное представление, выслушав объяснения представителя Правительства РФ М.Н.А., поддержавшей кассационное представление прокурора и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы Б.Т.Р.,

Кассационная коллегия установила:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 789 утверждено Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание (далее - Положение).

Пункт 8 Положения содержит перечень документов, которые иностранный гражданин (лицо без гражданства) должен представить при подаче заявления о выдаче разрешения на временное проживание.

В пункте 9 Положения перечислены документы, предоставляемые иностранными гражданами, имеющими право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, помимо документов, указанных в пункте 8 Положения.

Пунктом 11 Положения установлено, что указанные в пункте 9 данного Положения лица также представляют документ, подтверждающий наличие у них жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить им для проживания жилое помещение.

Гражданка Украины Б.Т.Р., уроженка г. Перми, находящаяся на иждивении своего сына Б.Ю.Б., являющегося гражданином Российской Федерации и проходящего военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 11 Положения. При этом Б.Т.Р. указала, что пункт 11 Положения не соответствует пункту 3 статьи 6 и пункту 9 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и нарушает право Б.Т.Р., члена семьи гражданина Российской Федерации, на совместное проживание и ведение общего хозяйства с членом своей семьи, поскольку на основе оспоренной нормы Положения органы ФМС России по городу Москве отказали Б.Т.Р. в оформлении разрешения на временное проживание по мотивам отсутствия у заявительницы жилого помещения.

В судебном заседании суда первой инстанции Б.Т.Р. и ее представитель Б.Ю.Б. поддержали доводы заявления и просили признать недействующим пункт 11 Положения по отношению к лицам, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Решением Верховного Суда РФ от 29 ноября 2006 года заявление Б.Т.Р. удовлетворено. Пункт 11 Положения от 1 ноября 2002 года N 789, в части, возлагающей на иностранного гражданина, родившегося на территории РСФСР и состоявшего в прошлом в гражданстве СССР или родившегося на территории Российской Федерации либо признанного нетрудоспособным и имеющего дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации, обязанность представлять в орган внутренних дел одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание документ, подтверждающий наличие у данного гражданина жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе Б.Т.Р. просит изменить решение суда и признать оспоренную норму недействующей не с момента вступления решения суда в законную силу, а с 12 августа 2005 года - даты отказа заявительнице в выдаче разрешения на временное проживание.

В кассационном представлении прокурора К. ставится вопрос об отмене решения суда, по мотиву неправильного применения судом норм материального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон) иностранному гражданину, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации, либо признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве Российской Федерации (далее - иностранный гражданин), разрешение на временное проживание в Российской Федерации может быть выдано без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты.

Согласно пункту 4 названной статьи территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Удовлетворяя заявленные Б.Т.Р. требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что перечень оснований отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание приведен в статье 7 Закона и носит исчерпывающий характер, и иностранному гражданину, имеющему право на получение разрешения на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты, может быть отказано в выдаче такого разрешения лишь при наличии оснований, предусмотренных данной нормой Закона. В противном случае право иностранного гражданина на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, не будет реализовано.

Поскольку указанная выше статья Закона не содержит такого основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание как непредставление иностранным гражданином документа, подтверждающего наличие у него жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, или согласие граждан Российской Федерации, достигших совершеннолетнего возраста и зарегистрированных по месту жительства на территории Российской Федерации, предоставить ему для проживания жилое помещение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что возложение оспоренной нормой на иностранного гражданина обязанности по представлению таких документов, фактически приводит к расширению установленного законом перечня оснований отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

Кроме того, в силу пункта 9 статьи 7 Закона разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин по истечении трех лет со дня въезда не имеет в Российской Федерации жилого помещения на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Суд первой инстанции правильно истолковал вышеприведенную норму закона и пришел к обоснованному выводу о том, что до истечения трех лет со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию отсутствие у него жилого помещения по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не является основанием отказа в выдаче разрешения на временное проживание.

В кассационном представлении прокурор К. сослался на то, что согласно статьям 20, 21 Закона иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию, обязан зарегистрироваться по месту пребывания в течение трех рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию, что предполагает наличие у лица права на проживание в конкретном жилом помещении, не свидетельствует о незаконности решения суда первой инстанции, вынесенного на основе норм закона, регулирующих правоотношения по получению разрешения на временное проживание. Вопросы регистрации иностранных граждан не относятся к рассматриваемым правоотношениям.

Кроме того, статья 17 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ (вступил в силу с 15 января 2007 год) в перечне документов, необходимых для регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства предусматривает необходимость предъявления, в том числе, разрешения на временное проживание. Таким образом, процедура получения разрешения на временное проживание первична по отношению к правоотношениям, возникающим в связи с регистрацией иностранных граждан и лиц без гражданства, и регулируется соответствующими правовыми нормами, подробно проанализированными в решении суда.

Довод Б.Т.Р. в кассационной жалобе о том, что положения правового акта, признанные судом противоречащими закону, должны не действовать со дня, когда были нарушены права заявительницы, несостоятелен. Частью 2 статьи 253 ГПК РФ предусмотрено право суда определять время, с которого нормативный правовой акт (его часть) признан недействующим. В данном случае суд признал недействующим оспоренное положение нормативного правового акта со дня вступления решения суда в законную силу.

При разрешении конкретного спора заявительница вправе поставить вопрос о неприменении признанной Верховным Судом РФ недействующей нормы Положения по мотиву противоречия ее закону.

Руководствуясь ст. 360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б.Т.Р. и кассационное представление прокурора К. - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 марта 2007 г. N КАС07-49


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.