Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. N КАС07-94 Об отказе в признании недействующим подпункта "б" пункта 9 постановления Совета Министров-Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. N КАС07-94


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л. о признании недействующим подпункта "б" пункта 9 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в части исчисления пенсий исходя из оклада по последней штатной должности,

по кассационной жалобе Л. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2007 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ф., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 года приняло постановление N 941, подпунктом "б" пункта 9 которого предусмотрено, что в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 данного постановления, включать уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (кроме указанных в подпункте "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "б" пункта 9 данного Постановления, в части исчисления пенсии исходя из оклада по последней штатной должности, сославшись на то, что Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не содержит указания на исчисление пенсий из окладов последней должности.

В подтверждение требования указал, что он проходил службу в качестве офицера в органах внутренних дел. Право на пенсию он получил после 20 лет службы в должности заместителя начальника учреждения. В интересах службы и по его личной просьбе его перевели на нижестоящую должность оперуполномоченного, с которой он был уволен с незаконным исчислением пенсии по окладу последней штатной должности в соответствии с п. 9 п.п. "б" постановления Правительства РФ N 941. Полагает, что при принятии такого решения, было нарушено его трудовое и пенсионное право на исчисление пенсии из оклада заместителя начальника учреждения, также нарушены его конституционные права, предусмотренные статьей 55 Конституции РФ.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Л., считая его неправильным.

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Статья 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" устанавливает, что пенсии, назначаемые военнослужащим и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии в порядке, определяемом Правительством РФ, учитываются оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отделенных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Для исчисления им пенсии в денежное довольствие включается также месячная стоимость соответствующего продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим, ежемесячной денежной продовольственной компенсации, выплачиваемой лицам рядового и начальствующего состава.

Из ст. 4 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4469-1, которым с 1 февраля 1993 года введен в действие Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", усматривается, что Совету Министров Российской Федерации поручено разработать и утвердить в двухмесячный срок нормативные акты о порядке применения указанного Закона по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4174-1 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", действовавшего на период издания оспариваемого заявителем постановления Совета Министров Российской Федерации, Совет Министров - Правительство Российской Федерации действовало на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, постановлений Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации.

Статьей 30 Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4174-1 установлено, что Совет Министров Российской Федерации принимает постановления и издает распоряжения, проверяет их исполнение. Постановления и распоряжения Совета Министров Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если иное не предусмотрено в этих актах, и обязательны к исполнению, на всей территории Российской Федерации.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, принимая постановление от 22 сентября 1993 года N 941, Совет Министров РФ действовал в пределах своей компетенции и во исполнение ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

Проанализировав нормативно-правовые документы, суд первой инстанции, верно указал в решении, что согласно подпункту "б" пункта 9 постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, включаются: оклад по последней штатной должности, оклад по специальному званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.

В соответствии с пунктами 8 и 9 Постановления, все составляющие денежного довольствия, исходя из специфики военной службы, учитываются на дату увольнения военнослужащего, поскольку к этому моменту денежное довольствие обычно достигает максимального размера, благодаря чему обеспечивается и максимальные размеры пенсий.

Изложенное позволило сделать суду обоснованный вывод о том, что оспариваемое заявителем положение постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 не только не противоречит Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, но и непосредственно направлено на его исполнение и способствует увеличению прав на пенсионное обеспечение и объема социальных гарантий военнослужащим.

Утверждения заявителя в кассационной жалобе о том, что судом не исследован вопрос о нарушении его конституционных прав на исчисление пенсии из оклада любой должности, при которой у него наступило право на пенсионное обеспечение, несостоятельны, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, этим утверждениям суд дал надлежащую правовую оценку в обжалованном решении суда.

Довод кассационной жалобы о том, что установленная Правительством РФ возможность исчисления пенсий офицерам в званиях не ниже полковника, переведенным в интересах службы по состоянию здоровья, возрасту или в связи с организационно-штатными мероприятиями с должностей, которые они занимали не менее одного года, на должности с меньшим должностным окладом, исходя из оклада по штатной должности, которую они занимали до указанного перевода, должна распространяться на всех офицеров независимо от звания, необоснован, поскольку, установив эту льготу, Правительство РФ, предоставило ее военнослужащим в звании полковник, учитывая более высокий уровень ответственности, характер и содержание должностных обязанностей названной категории военнослужащих, поэтому не может рассматриваться, как нарушение прав заявителя и принципа равенства прав военнослужащих.

Выводы суда основаны на нормах материального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований, для отмены решения суда в кассационном порядке не имеется.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 15 января 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Л. - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 апреля 2007 г. N КАС07-94


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.