Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2006 г. N 92-Г06-14 Суд, отказывая заявителю в удовлетворении заявления о признании незаконными постановлений избирательной комиссии об отмене регистрации кандидата, указал, что при проведении выборов в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва и выборов в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва являются одними и теми же выборами, следовательно, кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2006 г. N 92-Г06-14


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Б.К.А. о признании незаконным и отмене Постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 8 сентября 2006 года N 108/609-4 "Об аннулировании решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 31 августа 2006 года N 59-ТК "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6" и Постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2006 года N 95/538-4 "О порядке применения части 4 статьи 33 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", части 20 ст. 23 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" по кассационной жалобе Избирательной комиссии Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 21 сентября 2006 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.В.А., объяснения П.О.Л., представляющего интересы Б.К.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.Д.Ю., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации В.Т.А., полагавшей отменить решение суда, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Федерации установила:

решением территориальной избирательной комиссии Улуг-Хемского кожууна от 31 августа 2006 года N 30/4 "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по Арыг-Узуунскому избирательному округу N 118" Б.А.К. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Палаты Представителей Великого Хурала Республики Тыва по Арыг-Узуунскому избирательному округу N 118. Время регистрации: 16 часов 35 минут.

Решением территориальной избирательной комиссии г. Кызыла от 31 августа 2006 года N 59-ТК "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6" Б.А.К. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6. Время регистрации: 17 часов 30 минут.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 8 сентября 2006 года N 108/609-4 аннулировано решение территориальной избирательной комиссии г. Кызыла от 31 августа 2006 года N 59-ТК "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6" на основании пункта 19 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации".

Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2006 г. N 95/538-4 "О порядке применения части 4 статьи 33 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", части 20 ст. 23 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики" утверждено разъяснение, согласно которому выдвижение кандидата в депутаты Палаты представителей или Законодательной палаты, зарегистрированного в качестве кандидата по другому одномандатному избирательному округу Палаты представителей или Законодательной палаты (за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном избирательном округе и в составе списка кандидатов) является основанием для отказа в регистрации такому кандидату на основании подпункта "м" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Б.К.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Избирательной комиссии Республики Тыва от 8 сентября 2006 года N 108/609-4 "Об аннулировании решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 31 августа 2006 года N 59-ТК "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6" и от 12 июля 2006 г. N 95/538-4 "О порядке применения части 4 статьи 33 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", части 20 ст. 23 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва".

Свое заявление мотивирует тем, что указанные постановления Избирательной комиссии Республики Тыва ограничивают его права и свободы, установленные федеральными законами, законами Республики Тыва, нарушают его пассивное избирательное право, поскольку он незаконно лишен возможности одновременно принять участие в выборах в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва и в палату представителей Великого Хурала Республики Тыва.

Решением Верховного суда Республики Тыва от 21 сентября 2006 г. заявление удовлетворено.

Избирательная комиссия Республики Тыва подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым в удовлетворении заявления отказать, полагая, что суд неправильно истолковал материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявление, суд пришел к выводу о том, что выборы в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва и выборы в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва представляют собой две разные избирательные кампании, а поскольку это две разные избирательные кампании Б.К.А. мог быть зарегистрирован одновременно кандидатом в депутаты Законодательной палаты и палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва. В связи с чем постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2006 года N 95/538-4 и от 8 сентября 2006 года N 108/609-4 являются незаконными.

Судебная коллегия не считает возможным согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на неправильном толковании закона.

Федеральный закон N 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон) определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1). Согласно п.п. 2, 3 указанного Федерального закона данный Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеются в виду пункты 2, 3 статьи 1 названного Федерального закона


При этом Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона. (п. 6 ст. 1).

Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 2 Федерального закона выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Под избирательной кампанией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов (пункт 19 статьи 2 Федерального закона).

Таким образом, федеральным законодателем дано однозначное определение понятия "выборов", причем оно относится ко всем органам государственной власти вне зависимости однопалатный он или двухпалатный.

В соответствии с требованием пункта 19 статьи 38 Федерального закона при проведении одних и тех же выборов кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. Исключение составляют случаи, когда кандидат выдвинут избирательным объединением одновременно в составе списка кандидатов и по одномандатному избирательному округу.

Нарушение указанного требования является основанием для отказа в регистрации кандидата по другому избирательному округу (подпункт "м" пункта 24 статьи 38 Федерального закона). Указанные нормы не содержат каких-либо исключений для выборов в двухпалатный законодательный орган государственной власти.

Конституцией Республики Тыва (часть 2 статьи 10, часть 1 статьи 96, часть 5 статьи 101) установлено, что законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва является парламент Республики - Великий Хурал Республики Тыва, который состоит из двух палат - Палаты представителей и Законодательной палаты, при этом никто не может быть одновременно депутатом обеих палат.

Депутаты Палаты представителей и 16 депутатов Законодательной палаты избираются по одномандатным избирательным округам. 16 депутатов Законодательной палаты избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, (часть 1 в ред. Конституционного Закона Республики Тыва от 24.06.2003 N 337-ВХ-1). Порядок проведения выборов в Палату представителей и Законодательную палату устанавливается законами Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1, 2 ст. 97).

В статье 2 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" понятие выборы определено как форма прямого волеизъявления граждан в целях формирования органа государственной власти (пункт 6), выдвижение кандидата - как самовыдвижение, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган (пункт 7), депутат - лицо, избранное в представительный орган государственной власти (пункт 11). Аналогичные определения этих понятий содержатся и в Законе Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".

Устанавливая правила проведения выборов депутатов каждой из палат парламента, законодатель исходит из конституционного положения о том, что в целом Великий Хурал Республики Тыва является единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва, а не его отдельные палаты (статья 97 Конституции Республики Тыва).

Постановлением палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва от 7 июля 2006 г. на 8 октября 2006 года назначены выборы депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва второго созыва (л.д. 99). Постановлением Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва от 7 июля 2006 г. на 8 октября 2006 года назначены выборы депутатов палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва второго созыва (л.д. 100). Таким образом на 8 октября 2006 г. назначены выборы депутатов в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва - Великий Хурал Республики Тыва.

В связи с этим, регистрация кандидата может быть произведена только по одному избирательному округу Палаты представителей либо Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.

Поскольку заявитель был зарегистрирован кандидатом в депутаты Палаты Представителей Великого Хурала Республики Тыва по Арыг-Узуунскому избирательному округу N 118, а также кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6", у Избирательной комиссии Республики Тыва имелись основания для аннулирования решения территориальной избирательной комиссии г. Кызыла от 31 августа 2006 года N 59-ТК "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6" (пункт 1 статьи 76 Федерального закона).

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что выборы в Палату представителей Великого Хурала Республики Тыва и выборы в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва не являются одними и теми же выборами является ошибочным, основанным на неправильном толковании закона.

Оспариваемое заявителем Разъяснение Избирательной комиссии Республики Тыва "О порядке применения части 4 статьи 33 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", части 20 ст. 23 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва", утв. Постановлением Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2006 г. N 95/538-4, принято Избирательной комиссией Республики Тыва в пределах полномочий, установленных пунктом 2 статьи 9 Закона Республики Тыва "Об Избирательной комиссии Республики Тыва", с целью обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями действующего законодательства при проведении выборов в парламент Республики и по изложенным выше основаниям не противоречит п.п. "м" пункта 24 статьи 38 Федерального закона, Конституции и республиканскому законодательству о выборах.

Поскольку при рассмотрении дела судом 1 инстанции имело место неправильное толкование и применение норм материального права, что привело к вынесению незаконного решения, решение суда подлежит отмене.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе Б.К.А. в удовлетворении заявленного им требования.

Руководствуясь ст.ст. 193, 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного суда Республики Тыва от 21 сентября 2006 г. - отменить.

Принять новое решение, которым отказать Б.К.А. в удовлетворении заявления о признании незаконными и отмене Постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 8 сентября 2006 года N 108/609-4 "Об аннулировании решения территориальной избирательной комиссии города Кызыла от 31 августа 2006 года N 59-ТК "О регистрации Б.К.А. кандидатом в депутаты Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по Ангарскому одномандатному избирательному округу N 6" и Постановления Избирательной комиссии Республики Тыва от 12 июля 2006 года N 95/538-4 "О порядке применения части 4 статьи 33 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", части 20 ст. 23 Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва".


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 октября 2006 г. N 92-Г06-14


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение