Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 3-Г04-1 Закон субъекта РФ признан недействующим в части, поскольку председатели федеральных судов не наделены полномочиями по представлению кандидатов на должность мирового судьи, а субъекты РФ не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральным законом полномочия председателей федеральных судов

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ
от 31 марта 2004 г. N 3-Г04-1


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора республики о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5; пунктов 6, 7 ст. 7, пункта 1 ст. 8; второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст. 17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ

по кассационному представлению прокурора республики Коми на решение Верховного Суда республики Коми от 26 декабря 2003 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации З., полагавшей решение суда подлежащим отмене в части, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5; пунктов 6, 7 ст. 7; пункта 1 ст. 8; второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст. 17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ, ссылаясь на то, что в приведенных выше нормах Закона Республики Коми незаконно ограничено право граждан на обращение в квалификационную коллегию судей Республики Коми для получения рекомендации о возможности их назначения на должность мирового судьи, неосновательно расширены полномочия Председателя Верховного Суда Республики Коми в части его участия в процессе отбора кандидатов на должность мировых судей и их назначения на должность и необоснованно распространено действие законодательства Республики Коми о государственной службе на работников структурного подразделения по обеспечению деятельности мировых судей в составе Управления Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Республике Коми.

Решением Верховного Суда республики Коми от 26 декабря 2003 года постановлено: заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзац 2 пункта 5; второе предложение абзаца 2 пункта 2 ст. 17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду абзац 2 пункта 5 статьи 7


Сообщение о решении в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзаца 2 пункта 5 ст. 7; второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст. 17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".

В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.

В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в части ввиду неправильного применения норм материального закона.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что имеются основания для его удовлетворения, а решение суда подлежащим отмене в части.

Признание абзаца 2 пункта 5 ст. 7 и второго предложения абзаца 2 пункта 2 ст. 17 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми" от 8 июня 2000 года N 34-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 16 июля 2002 года N 66-РЗ противоречащими федеральному законодательству произведено судом правильно, поскольку оспариваемые нормы регулируют вопросы судоустройства и прохождения гражданами федеральной государственной службы, которые в нормативных правовых актах федерального значения разрешены в ином порядке.

Решение в указанной части в кассационном представлении прокурора Республики не оспаривается.

Отказывая в удовлетворении заявления в части, суд сослался на то, что нет законных оснований для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению пунктов 6, 7 ст. 7 и пункта 1 ст. 8 Закона Республики Коми "О мировых судьях в Республике Коми", поскольку полномочия Председателя Верховного Суда Республики Коми в оспариваемых нормах касаются порядка назначения (избрания) мировых судей, который в силу ст. 1, 6 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ устанавливается исключительно законами субъектов Российской Федерации, и согласуются с положениями ст. 3, 12, 13 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 2, 5, 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о единстве судебной системы Российской Федерации и едином статусе всех судей в Российской Федерации.

Однако судебная коллегия считает, что данный вывод суда основан на неправильном толковании норм материального права.

Согласно ст.ст. 1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают свои правовые акты в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, и не могут осуществлять собственное правовое регулирование за рамками предоставленной компетенции.

Оспариваемые нормы имеют нижеследующее содержание.

В соответствии с пунктом 6 статьи 7 Закона Республики Коми от 8 июня 2000 г. решение квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность мирового судьи направляется Председателю Верховного Суда Республики Коми. В случае несогласия с указанным решением Председатель Верховного Суда Республики Коми возвращает его для повторного рассмотрения в квалификационную коллегию судей.

При повторном положительном решении квалификационной коллегии судей Председатель Верховного Суда Республики Коми вносит в Государственный Совет Республики Коми представление о назначении рекомендуемого лица на должность мирового судьи в порядке, установленном Законом.

Пунктом 7 статьи 7 Закона Республики Коми установлено, что лица, имеющие стаж работы в должности мирового судьи не менее пяти лет, вправе обратиться к Председателю Верховного Суда Республики Коми с заявлением о представлении их на должность мирового судьи в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 8 Закона Республики Коми мировые судьи назначаются на должность Государственным Советом Республики Коми с учетом мнения Главы Республики Коми и мнения выборного или иного должностного лица местного самоуправления, предусмотренного уставом соответствующего муниципального образования, по представлению Председателя Верховного Суда Республики Коми.

Названными нормами Закона Республики Коми "О мировых судьях в республике коми" председатель Верховного Суда Республики Коми наделен полномочиями представлять Государственному Совету Республики Коми кандидатуры на должности мировых судей, то есть принимать участие в процессе назначения мировых судей.

Между тем в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" порядок назначения (избрания) мировых судей устанавливается законами субъектов Российской Федерации, однако при этом необходимо учитывать требования актов федерального законодательства.

Полномочия председателей федеральных судов исчерпывающим образом определены статьей 6.2. Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьей 37 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР".

Указанными правовыми актами полномочиями по представлению кандидатов на должность мирового судьи председатели федеральных судов не наделены. Субъекты Российской Федерации не вправе устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральным законом полномочия председателей федеральных судов.

Доводы суда о единстве судебной системы и единстве статуса судей в Российской Федерации, ссылки на Положение о квалификационных коллегиях судей не имеют правового значения.

Таким образом, пункты 6 и 7 статьи 7 и пункт 1 статьи 8 Закона Республики Коми противоречат федеральному законодательству.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа прокурору в удовлетворении требований является незаконным и необоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об их удовлетворении.

При этом судебная коллегия считает правильным признать оспоренные прокурором нормы недействующими с момента вступления данного решения в законную силу.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда республики Коми от 26 декабря 2003 года в части отказе# в удовлетворении заявленных требований прокурору Республики Коми отменить и принять новое решение, которым признать положения пунктов 6, 7 статьи 7 и пункта 1 статьи 8 Закона Республики Коми от 8.06.2000 г. N 34-РЗ "О мировых судьях в Республике Коми (в редакции закона РК от 16.07.2002 года N 66-РЗ) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления данного решения в законную силу.

Это же решение в остальной части оставить без изменения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 3-Г04-1


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.