Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 33-Г07-9 Об отказе в признании недействующим постановления Губернатора Ленинградской области от 25 ноября 2005 г. N 226-ПГ "О признании утратившим силу постановления главы администрации Ленинградской области от 30 сентября 1993 г. N 104 "О мерах по обеспечению в Ленинградской области социальной защиты граждан из подразделений особого риска"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 33-Г07-9


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Е.А.К. об оспаривании постановления Губернатора Ленинградской области от 25 ноября 2005 г. N 226-ПГ "О признании утратившим силу постановления главы администрации Ленинградской области от 30 сентября 1993 г. N 104 "О мерах по обеспечению в Ленинградской области социальной защиты граждан из подразделений особого риска" по кассационной жалобе Е.А.К. на решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2006 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С.Н.Я., полагавшей решение суда первой инстанции оставить без изменения, Судебная коллегия установила:

Е.А.К., обратился в суд с указанным выше заявлением, указав, что имеет право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации для лиц, принимавших непосредственное участие в действиях подразделений особого риска и с 1998 года состоит на учете по улучшению жилищных условий в Гатчинском муниципальном районе.

Согласно постановлению главы администрации Ленинградской области от 30 сентября 1993 г. N 104 предоставление льгот и компенсаций гражданам из подразделений особого риска предусматривалось за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из средств республиканского бюджета Российской Федерации. Наряду с другими льготами и компенсациями, указанным постановлением предусматривалось также обеспечение благоустроенной жилой площадью. Отмена указанного постановления при отсутствии иных нормативных актов Ленинградской области по данному вопросу лишает его реальной возможности на льготное обеспечение жилой площадью и противоречит действующему законодательству.

При этом заявитель сослался на положения Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривавшим одноразовое бесплатное обеспечение граждан, имеющих право на соответствующую льготу, независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты; положения ст.ст. 13, 49 Жилищного кодекса РФ в части, касающейся прав субъекта Российской Федерации устанавливать соответствующими законами основания для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий путем предоставления помещений по договорам социального найма, а также определять иные критерии для предоставления соответствующей жилой площади, в связи с чем сделал вывод о том, что исполнительные органы субъектов Российской Федерации не только обязаны обеспечить законодательно-правовую базу на своем уровне для решения данных вопросов, но также принять участие в финансировании обеспечения жильем указанных категорий граждан. Отмечает, что оспариваемое им постановление противоречит подпункту 6 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отнесено к вопросам местного значения и положениям этого же закона в части определения порядка наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; статье 47 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 (в редакции от 29.12.2004 г.) "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой контроль за исполнением настоящего Закона осуществляется не только Правительством РФ, но также органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Заявитель сослался на постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной программе "Жилище" на 2002-2010 годы" в той части, где органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется принять участие в финансировании мероприятий программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников и на постановление правительства РФ от 16 октября 2002 г. N 760 "О подпрограмме "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф".

По делу постановлено указанное выше решение Ленинградского областного суда.

В кассационной жалобе Е.А.К. ставит вопрос об отмене данного решения по мотиву неправильного применения норм материального права. В частности, указывает на то, что суд неправильно истолковал положения правовых актов. Так, сославшись на Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. N 866, которым определена основная форма обеспечения жильем граждан поименованных в этом Постановлении в виде предоставления им субсидий на приобретение жилья из федерального бюджета, суд не учел и не привел других нормативно-правовых актов Правительства РФ, в связи с чем, истолковал указанную форму обеспечения жильем как единственную, тогда как в других актах, как ранее, так и позже принятых предусмотрены другие формы обеспечения жильем и правила применения этих форм, что не противоречит Федеральному законодательству. Оспариваемое им постановление противоречит положениям 5# Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной программе "Жилище" на 2002-2010 годы".

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы не находит.

В соответствии с пунктом "к", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство, социальная защита и социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут регулировать правовые отношения не урегулированные федеральным законом, но не могут ему противоречить.

Согласно статье 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Судом установлено, что 30 сентября 1993 г. было принято Постановление главы администрации Ленинградской области N 103 "О мерах по обеспечению в Ленинградской области социальной защиты граждан из подразделений особого риска", в соответствии с которым предоставление льгот и компенсаций указанной категории лиц осуществляется за счет средств местных бюджетов с последующим возмещением из средств республиканского бюджета Российской Федерации. Наряду с другими льготами и компенсациями указанным постановлением предусматривалось обеспечение благоустроенной жилой площадью.

В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (с изменениями внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ), в Федеральный Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" были внесены изменения с 1 января 2005 г. В результате внесенных изменений, согласно ст. 14 данного закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий (определенных Законом категорий граждан), вставших на учет до 1 января 2005 г., жилой площадью производится в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

При этом, согласно ст. 5 данного Закона порядок финансирования расходных обязательств по возмещению вреда и мерам социальной поддержки указанных граждан устанавливается правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненных к ним лиц" утверждены правила обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий таких граждан, а также определено, что основной формой обеспечения жильем этих граждан является предоставление субсидий. Данные положения нашли свое отражение и в постановлении правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (вместе с правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной Целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.)

Приведенные выше положения действующего законодательства указывают на то, что в настоящее время вопросы обеспечения жилой площадью граждан указанной выше категории урегулированы на федеральном уровне, в связи с чем и учитывая также, что оспоренный заявителем нормативный акт принят губернатором Ленинградской области в установленном порядке и в пределах компетенции оснований к удовлетворению заявления Е.А.К. у суда первой инстанции не имелось.

На основании изложенного и учитывая, что выводы суда основаны на исследованных материалах, мотивированы и соответствуют действующему законодательству, нарушений норм материального права, в том числе, отмеченных заявителем, судом не допущено, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила:

решение Ленинградского областного суда от 26 декабря 2006 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Е.А.К. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 33-Г07-9


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.