Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 61-Г07-3 О признании частично недействующим постановления Губернатора Корякского автономного округа от 23 октября 2006 г. N 568 "О денежном содержании государственных гражданских служащих Корякского автономного округа"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 61-Г07-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Губернатора Корякского автономного округа на решение суда Корякского автономного округа от 11 января 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х.А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Г.Н.Ю., полагавшей решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Прокурор Корякского автономного округа обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению пункты 2 и 3 постановления Губернатора Корякского автономного округа N 568 от 23 октября 2006 года "О денежном содержании государственных гражданских служащих Корякского автономного округа", а также Приложение N 1 и Приложение N 2 к вышеуказанному постановлению Губернатора округа, ссылаясь на то, что положения названного постановления, включая Приложения NN 1, 2 к нему, устанавливающие размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Корякского автономного округа по должностям государственной гражданской службы округа и размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа, противоречат федеральному законодательству, в частности, пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763.

В обоснование требований указал, что Корякский автономный округ, согласно приложению N 14 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2006 год" от 26.12.2005 года N 189-ФЗ, является получателем финансовой поддержки из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, размер которой составляет - 613199,1 тысяч рублей. Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, а также пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений. Однако размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Корякского автономного округа по должностям государственной гражданской службы округа и размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа превышают аналогичные выплаты для федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Так, Приложением N 1 к постановлению Губернатора округа N 568 установлены размеры должностных окладов государственных гражданских служащих Корякского автономного округа, которые превышают размеры должностных окладов, установленных согласно Подраздела 2 раздела 11 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 для федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте Российской Федерации.

Установленные в Приложении N 2 к постановлению Губернатора округа N 568 размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа не соответствуют размерам окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, установленных в Приложении N 2 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763.

Как указал прокурор в своем заявлении, оспариваемое постановление затрагивает интересы населения Корякского автономного округа, поскольку влечет неправомерное увеличение размера денежного содержания государственных гражданских служащих округа и влияет на финансовое обеспечение региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти Корякского автономного округа и другие виды расходов, от которых зависит благополучие населения на всей территории округа.

Представитель Губернатора Корякского автономного округа с заявлением прокурора не согласился, считая его необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указывая на то, что оспариваемое постановление принято в пределах компетенции Губернатора округа и в соответствии с федеральным законодательством. При этом полагает, что должностные оклады являются лишь частью денежного содержания, и если взять в совокупности, вместе с премиями и надбавками, то у гражданских служащих округа размер оплаты труда будет не больше, чем у федерального служащего. При этом обратил внимание на то, что в течение 2006 года ежемесячное денежное поощрение служащим администрации округа не выплачивается из-за отсутствия финансирования. Не оспаривал, что бюджет округа является дотационным. Также полагает, что сравнивать нужно не с окладами федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ, а с окладами федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства РФ, установленных в Разделе 4, так как Правительство является высшим исполнительным органом государственной власти в РФ, а в округе - высшим исполнительным органом исполнительной власти является администрация округа. Полагает, что доказательств ухудшения благополучия населения округа прокурором не представлено. В бюджеты округа на 2006 и 2007 год заложены расходы на денежное содержание государственных гражданских служащих округа, при этом увеличения расходов не произошло.

Решением суда Корякского автономного округа от 11 января 2007 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Губернатора Корякского автономного округа поставлен вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с пунктом "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, а в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организация системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 58-ФЗ) правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются вступившим в силу с 1 февраля 2005 года Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).

Статьей 4 названного Федерального закона N 79-ФЗ определены основные принципы государственной гражданской службы, в числе которых указан принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ, пункту 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников органов государственной власти субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации. Однако в дотационных регионах размеры оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных учреждений субъектов РФ не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих и работников федеральных государственных учреждений.

В соответствии с приложением N 14 к Федеральному закону от 26 декабря 2005 года N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" Корякскому автономному округу предусмотрена дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в размере 613199,1 тыс. рублей.

В силу статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ в настоящее время вопросы оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти регулируются Указом Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что размер денежного содержания государственных гражданских служащих субъектов РФ в данном конкретном случае необходимо сопоставлять с денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих, находящихся в одинаковых с ними условиях, которые выступают представителями публичной власти государства, выполняют функции государственного управления, призваны обеспечивать функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий соответствующих государственных должностных лиц в одном регионе. В связи с этим размеры оплаты труда, установленные оспариваемым Постановлением для государственных гражданских служащих округа подлежат сравнению с размерами оплаты труда, установленных для федеральных государственных гражданских служащих территориального органа федерального органа исполнительной власти в субъекте РФ, размеры денежного содержания которых определены в подразделе 2 раздела 11 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". По этим основаниям суд правильно отверг доводы представителя Губернатора округа о необходимости сопоставления с должностными окладами федеральных государственных гражданских служащих Аппарата Правительства РФ.

Как видно из материалов дела и установлено судом, 23 октября 2006 года Губернатором Корякского автономного округа издано оспариваемое Постановление, которое 7 декабря 2006 года опубликовано в официальном печатном издании - газете Корякского автономного округа "Народовластие" N 140.

Пунктом 2 данного Постановления установлены размеры должностных окладов гражданских служащих округа в зависимости от замещаемой должности согласно Приложению N 1 к этому постановлению, а пунктом 3 установлены размеры окладов за классный чин гражданских служащих округа в зависимости от присвоенного классного чина согласно приложению N 2 к этому постановлению.

Размеры должностных окладов в нарушение требований пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ и пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ превышают размеры должностных окладов, установленные для федеральных государственных служащих по аналогичным должностям в субъектах РФ в подразделе 2 раздела 11 Приложения N 1 к Указу Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", а также превышают размеры должностных окладов, установленных для помощника судьи и секретаря судебного заседания районного суда, содержащиеся в подразделе 3 раздела 14 Приложения N 1 к Указу Президента РФ N 763 (применительно к аналогичным должностям помощника мирового судьи и секретаря судебного заседания мирового судьи).

Согласно Приложения N 2 к Постановлению Губернатора округа N 568 установленные в нем размеры окладов государственных гражданских служащих округа за классный чин гражданской службы округа, начиная с действительного государственного советника Корякского автономного округа 1 класса - 2990 руб., и заканчивая секретарем государственной гражданской службы Корякского автономного округа 3 класса - 610 рублей, не соответствуют размерам окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих, установленных Приложением N 2 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 (начиная с действительного государственного советника РФ 1 класса - 1850 руб., и заканчивая секретарем государственной гражданской службы РФ 3 класса - 450 руб.), а именно превышают их, что также противоречит положениям пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ и пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ.

Между тем статьей 3 Федерального закона N 184-ФЗ предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения: Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Поскольку Корякский автономный округ является субъектом РФ, получающим финансовую помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, положения названных федеральных законов, являющиеся обязательными для всех государственных органов, организаций и должностных лиц, как правильно указал суд, должны быть соблюдены.

В связи с чем, обоснованно признана состоятельной ссылка представителя Губернатора округа на то, что оспариваемое Постановление принято Губернатором округа в силу законодательно закрепленного права субъекта определять размеры оплаты труда государственных служащих округа, поскольку при этом не учитываются положения пункта 2 статьи 26.14 Федерального закона N 184-ФЗ и пункта 5 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ.

Доводы представителя Губернатора округа о том, что в настоящее время нормативно не урегулированы вопросы непосредственно гражданской службы и не определен статус государственного гражданского служащего субъекта РФ, как правильно указал суд, не могут быть признаны обоснованными, поскольку в силу статьи 2 Федерального закона N 58-ФЗ государственная гражданская служба является разновидностью государственной службы в целом, следовательно, вопросы, связанные с государственной гражданской службой регламентируются действующими нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы, связанные с осуществлением государственной службы.

Правильно не согласился суд и с доводами представителя Губернатора округа о том, что сравнение отдельных элементов денежного содержания государственных служащих не может служить доказательством превышения размера оплаты труда государственных служащих Корякского автономного округа над размерами оплаты труда федеральных государственных служащих, поскольку денежное содержание государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти согласно пункту 8 Указа Президента РФ от 25 июля 2006 года N 763 состоит из должностного оклада, окладов за классный чин и дополнительных выплат, ежемесячного денежного поощрения, которые являются непосредственными составляющими денежного содержания, определяющими его размер в целом. Невыплата по решению руководства администрации округа работникам администрации округа ежемесячного денежного поощрения, которая, по утверждению представителя Губернатора округа имела место в 2006 г., как обоснованно указал суд, не свидетельствует об отсутствии у данных работников права на ее получение.

Вывод суда мотивирован, соответствует материалам дела, требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Отсутствие в федеральном законодательстве закрепленного в специальном правовом акте соотношения должностей федеральной государственной гражданской службы и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации не могут служить препятствием для их сравнения.

Размер денежного содержания государственных гражданских служащих субъектов РФ с учетом общих требований федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" необходимо сопоставлять с денежным содержанием федеральных государственных гражданских служащих, находящихся в одинаковых с ними условиях, которые выступают представителями публичной власти государства, выполняют функции государственного управления, признаны обеспечить функционирование государственного аппарата и реализацию юридически властных полномочий соответствующих государственных должностных лиц в одном регионе.

Вывод суда согласуется также с правовой позицией, содержащейся в определении Конституционного Суда РФ от 14 июня 2006 г. N 196-0.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к нарушению судом норм материального права, с чем нельзя согласиться по изложенным выше основаниям.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение суда Корякского автономного округа от 11 января 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Корякского автономного округа - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 апреля 2007 г. N 61-Г07-3


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.