Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 7-Г07-3 Об отказе в признании недействующим Закона Ивановской области от 15 февраля 2006 г. N 8-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 7-Г07-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Ш. об оспаривании закона Ивановской области от 15 февраля 2006 г. N 8-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" по его кассационной жалобе на решение Ивановского областного суда от 29 января 2007 г., которым ему было отказано в удовлетворении заявленного требования.

Заслушав доклад по делу судьи Верховного Суда Российской Федерации С.В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение Ивановского областного суда обоснованным, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ш. обратился в суд с заявлением о признании закона Ивановской области от 15 февраля 2006 г. N 8-ОЗ "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" противоречащим федеральному законодательству, а именно ст. 153 Федерального закона Российской Федерации N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. и ст. 3 ФЗ N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г., нарушающим его права в части предоставления льгот как репрессированному лицу, а также просил обеспечить в полном объеме предоставление ему ранее действовавшим законодательством льготы.

В судебном заседании Ш. и его представитель Р. свои требования поддержали и просили признать указанный закон Ивановской области противоречащим ст. 153 ФЗ РФ N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., ст. 3 ФЗ N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Субъектов Российской Федерации", а также ст. 16 ФЗ N 1761-1 от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий".

Представитель Ивановской областной Думы, представитель губернатора Ивановской области, представитель Правительства Ивановской области расценили заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению. Пояснили, что в соответствии с действующим законодательством субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения. Согласно новой редакции ст. 16 Закона РФ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий", реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов РФ и Российская федерации обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Решением Ивановского областного суда от 29 января 2007 г. в удовлетворении заявленных требований Ш. отказано.

Не соглашаясь с этим, в кассационной жалобе Ш. просит отменить решение суда, ссылаясь на свое несогласие с его выводами, полагая их ошибочными.

Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и поступившие на нее возражения Правительства Ивановской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение Ивановского областного суда, постановленное по данному делу, подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В силу п.п. "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации - в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: социальная защита, включая социальное обеспечение.

В соответствии с ч. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы субъектов подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ, принятым 22 августа 2004 г. в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, включая Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. N 1761-1 (в действующей редакции).

В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (часть первая); расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (часть вторая).

Как установлено судом в ходе судебного разбирательства, оспариваемый закон Ивановской области N 8-ОЗ от 15 февраля 2006 г. "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий" принят, как указано в преамбуле Закона, в соответствии с Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.91 г. N 1761-1 (в действующей редакции) в целях установления предоставляемых за счет средств областного бюджета мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, проживающих на территории Ивановской области.

Статьей 1 указанного Закона предусмотрена система мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, предоставляемых за счет средств областного бюджета.

Статьей 2 Закона установлены ежемесячные денежные выплаты реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, а именно:

Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:

реабилитированным лицам - 310 рублей;

лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий - 255 рублей.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации (изменению). Сроки и размер индексации (изменения) определяются законом Ивановской области об областном бюджете на соответствующий год.

Согласно Закону Ивановской области N 158-ОЗ от 29 декабря 2006 г. "Об областном бюджете на 2007 год" размер ежемесячной денежной выплаты составляет 335 рублей в месяц.

Губернатором Ивановской области принят Указ от 29 декабря 2005 г. N 165-УГ "О порядке организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области", которым утвержден Порядок организации проезда граждан льготных категорий на всех видах пассажирского транспорта Ивановской области. Данным порядком введен единый льготный проездной билет на всех видах пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области. Единый льготный проездной билет установлен в виде именной абонементной книжки стоимостью 220 руб., с отрывными талонами общим количеством 100 штук, стоимость одного талона 2,2 руб.

Судом установлено, что совокупный объем финансирования мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий в 2006 г. увеличен по сравнению с совокупным объемом финансирования в 2004 г. Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями Департамента финансов Ивановской области, Законами Ивановской области N 128-ОЗ от 29 декабря 2003 г., N 185-ОЗ от 30 декабря 2005 г., утвердившими областной бюджет на 2004 и 2006 г.г. соответственно, из которых следует о том, что в 2004 г. на финансирование мероприятий, связанных с реализацией Закона РФ N 1761-1, было выделено 6345,2 тыс. рублей, а в 2006 г. -20392,52 тыс. руб.

В этой связи следует согласиться с выводом суда о несостоятельности довода заявителя о том, что, предусмотренных статьей 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указанные льготы заменены мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а ежемесячная денежная выплата не является компенсацией льгот, право на которые заявитель имел до 1 января 2005 г. Поскольку федеральным законодательством не предусмотрен минимальный либо максимальный размер ежемесячной денежной выплаты, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить ее размер.

Указанное обстоятельство, по мнению Судебной коллегии, имеет принципиальное значение для правильной правовой оценки спорного правоотношения.

Правильно указав на это, суд обоснованно подчеркнул в решении, что ранее действующим законодательством социальные выплаты в денежной форме не предусматривались и не предоставлялись.

Обращаясь в суд, Ш. оспаривал положения закона Ивановской области N 8-03 от 15 февраля 2006 г. "О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", в части недостаточности предусмотренных им мер социальной поддержки реабилитированным лицам.

Проанализировав перечень таких мер, суд обоснованно указал, что кроме содержащихся в оспариваемом законе они также предусмотрены и другими законами области.

С учетом указанных обстоятельств суд правильно сделал вывод о том, что полномочия по осуществлению мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, переданы субъектам Российской Федерации и суд не вправе (в силу ст. 10 Конституции РФ) обязать законодателя субъекта дополнить или принять какой-либо нормативный правовой акт, так как это является исключительной компетенцией органа законодательной или исполнительной власти.

Судом также не выявлено, в чем выражается нарушение оспариваемым законом области прав или свобод заявителя и в чем положения этого акта противоречат нормам действующего федерального законодательства.

Следовательно, вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных Ш. требований в связи с тем, что оспариваемый закон области не противоречит федеральному законодательству, а именно ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 16 Закона РФ N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" в действующей редакции, ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является не только обоснованным, но и по существу правильным.

Учитывая изложенное, постановленное по делу решение Ивановского областного суда от 29 января 2007 г. следует признать законным и обоснованным, в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.

Кассационная жалоба Ш. удовлетворению не подлежит, так как ее доводы сводятся по существу лишь к несогласию с правовой оценкой установленных судом обстоятельств по делу, по существу не опровергая их.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ивановского областного суда от 29 января 2007 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 7-Г07-3


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.