Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 81-Г07-2 О признании недействующими пункта 1.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а также возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", утв. постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 22 февраля 2006 г. N 53

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 81-Г07-2


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора Кемеровской области на решение Кемеровского областного суда от 21 декабря 2006 года об удовлетворении заявления З.Н.Ю. о признании недействующими со дня вступления решения суда в законную силу отдельных положений пункта 1.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а также возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 22 февраля 2006 года N 53.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Л.А., заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации З.Э.С., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

пункт 1.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а также возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" утвержденного Постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 22 февраля 2006 года N 53 изложен в следующей редакции: "Местом жительства членов семьи признается место, где семья зарегистрирована органами регистрационного учета по месту жительства. Родители, состоящие в браке, а также приемные дети включаются в состав семьи независимо от места регистрации по месту жительства".

З.Н.Ю. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим первого предложения пункта 1.3 Порядка, сославшись на его противоречие федеральному законодательству.

В обоснование заявления указала, что ее семья, как имеющая троих несовершеннолетних детей, является многодетной, имеет доход ниже прожиточного минимума и имеет право на предоставление мер социальной поддержки по Закону Кемеровской области от 14 ноября 2005 года "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", однако меры социальной поддержки семье не предоставляются в связи с отсутствием у всех членов ее семьи регистрации по месту жительства по одному адресу, со ссылкой на положения пункта 1.3 Порядка.

Коллегия администрации Кемеровской области и прокурор, участвующий в деле, с требованиями З.Н.Ю. не согласились.

Решением от 21 декабря 2006 года Кемеровским областным судом заявление З.Н.Ю. удовлетворено.

В кассационном представлении прокурор Кемеровской области просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального права, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Полагает, что установленный порядок предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, а также возмещения расходов, связанных с реализацией Закона Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области" принят в целях исполнения Закона Кемеровской области от 14 ноября 2005 года N 123-03 "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", прав граждан не нарушает.

Считает, что поскольку социальная поддержка финансируется за счет средств Кемеровской области и является адресной, субъект Российской Федерации вправе связывать ее предоставление многодетной семье с местом регистрации членов семьи по одному адресу.

Изучив и обсудив доводы кассационного представления, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не находит его подлежащим удовлетворению по следующему основанию.

Принимая решение о признании недействующими оспариваемых заявителем положений, суд правильно исходил из того, что, коллегия администрации Кемеровской области, предусмотрев в оспариваемой норме, наличие регистрации семьи по месту жительства, в частности, регистрацию одного из родителей со всеми детьми по одному месту жительства, в качестве обязательного условия реализации многодетными семьями, имеющими детей, совместно проживающих с родителями или с одним из них на территории Кемеровской области, права на предоставление мер социальной поддержки в соответствии с Законом Кемеровской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области", тем самым установила препятствие на получение заявителем, предоставленной ей вышепоименованной льготы.

Действительно, по смыслу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах Российской Федерации", на которую ссылается суд решении, регистрация не является способом подтверждения, как состава многодетной семьи, так и ее материальной обеспеченности. Это форма учета граждан в пределах Российской Федерации, она носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод заявителя, предусмотренных как Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, так и Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, выводы суда о признании недействующими оспариваемых заявителем положений основаны на правильном толковании норм материального права, а поэтому оснований для отмены решения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Кемеровского областного суда от 21 декабря 2006 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Кемеровской области - без удовлетворения.

Прокурор оспорил решение суда, на основании которого были признаны недействующими положения регионального законодательства, устанавливающие зависимость между возможностью получения мер социальной поддержки для многодетных семей и наличием регистрации семьи по месту жительства. По мнению заявителя, поскольку социальная поддержка финансируется за счет средств региона и является адресной, субъект РФ вправе связывать ее предоставление многодетной семье с местом регистрации членов семьи по одному адресу. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, оставляя оспариваемое решение суда без изменения, указала следующее.

Региональные власти, предусмотрев в оспариваемых положениях наличие регистрации семьи по месту жительства, в частности, регистрацию одного из родителей со всеми детьми по одному месту жительства, в качестве обязательного условия реализации многодетными семьями, имеющими детей, совместно проживающих с родителями или с одним из них на территории субъекта РФ, права на предоставление мер социальной поддержки, установили тем самым препятствие на получение соответствующих льгот. Вместе с тем по смыслу ст. 3 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания жительства в пределах Российской Федерации" регистрация не является способом подтверждения как состава многодетной семьи, так и ее материальной обеспеченности. Это форма учета граждан в пределах РФ, она носит уведомительный характер и отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и ее отсутствие не может служить основанием для ограничения прав и свобод, предусмотренных как законодательством РФ, так и ее субъектов. Таким образом, решение суда о признании недействующими оспариваемых положений является правильным.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 апреля 2007 г. N 81-Г07-2


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.