Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000 г. N 92-Г00-3 О признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 21 января 2000 г. N 02-3/127 "Об образовании избирательных округов по выборам членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000 г. N 92-Г00-3


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании от 28 апреля 2000 г. по кассационной жалобе Администрации г. Кызыла на решение Верховного Суда Республики Тыва от 17 марта 2000 г. дело по заявлению Администрации г. Кызыла о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 21 января 2000 г. N 02-3/127 "Об образовании избирательных округов по выборам членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Администрация г. Кызыла обратилась в суд с заявлением о признании недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 21 января 2000 г. N 02-3/127 "Об образовании избирательных округов по выборам членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва", ссылаясь на то, что при нарезке избирательных округов было допущено непропорциональное распределение мандатов, в результате чего нарушена ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а на г. Кызыл вместо 81 выделено всего 50 мандатов.

Решением Верховного Суда Республики Тыва от 17 марта 2000 г. непропорциональное распределение депутатских мандатов при нарезке избирательных округов в Республике Тыва было признано противоречащим федеральному законодательству, но в удовлетворении жалобы было отказано по тому мотиву, что Администрация г. Кызыла, как орган местного самоуправления, вправе защищать интересы населения именно на осуществление местного самоуправления, а не интересы избирателей при формировании общереспубликанского законодательного органа государственной власти. Суд счел установленным то, что интересы местного самоуправления обжалуемым постановлением ЦИК не нарушаются, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований со ссылкой на отсутствие у заявителя субъективного права, подлежащего защите в суде.

В кассационной жалобе Администрации г. Кызыла поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при проведении выборов в Российской Федерации избирательные округа должны образовываться при соблюдении требования о примерном равенстве одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15 процентов. При образовании много мандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в много мандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Указанные требования могут не применяться при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы в случае, если федеральными законами устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

При рассмотрении дела судом было установлено, что это требование федерального законодательства при принятии обжалуемого постановления ЦИК Республики Тыва было нарушено, в связи с чем в решении сделан правильный вывод о незаконности этого постановления.

Вместе с тем, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных органом местного самоуправления г. Кызыла требований в связи с отсутствием у него субъективного права на защиту в суде избирательных прав граждан, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

Жители г. Кызыла, интересы которых в суде представляла Администрация города, являющаяся органом местного самоуправления, свое конституционное право избирать и быть избранными в органы государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляют по месту жительства, то есть в своем муниципальном образовании. Формирование в этом муниципальном образовании избирательных округов с нарушением установленных федеральным законодательством требований непосредственно затрагивает не только избирательные права конкретных граждан, но права всех без исключения избирателей данного муниципального образования. Такое нарушение затрагивает также права и интересы муниципального образования в целом, поскольку может ограничить право муниципального образования иметь определенное федеральным законом минимальное количество своих представителей в органах государственной власти субъекта Российской Федерации, который в силу ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" имеет полномочия на разрешение вопросов, непосредственно затрагивающих права и интересы муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается, что г. Кызыл получил в Великом Хурале (съезде) народа Республики Тыва вместо 81 депутатского мандата при соблюдении примерного равенства представительства лишь 50 мандатов. Такое существенное уменьшение количества депутатских мест не может рассматриваться иначе, как нарушение права местного самоуправления на представление его интересов в органах государственной власти субъекта Российской Федерации (например, при утверждении законов о минимально необходимых расходах местных бюджетов - ч. 2 ст. 37 указанного Закона).

Кроме того, глава администрации г. Кызыла, подписавший заявление в суд, является не только выборным должностным лицом местного самоуправления города, но и избирателем, в связи с чем при обращении в суд с заявлением об оспаривании постановления ЦИК Республики Тыва он защищал и свои личные права. При таких обстоятельствах решение суда об отказе в удовлетворении обоснованных требований Администрации г. Кызыла законным быть признано не может и подлежит отмене.

Обстоятельства дела судом установлены правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным вынести новое решение об удовлетворении заявленных Администрацией г. Кызыла требований, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Нарезка избирательных округов после отмены обжалуемого постановления должна быть произведена республиканской избирательной комиссией с соблюдением требований федерального законодательства и на его основе. Поскольку восстановление нарушенного права жителей г. Кызыла должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" оснований для обязания ЦИК Республики Тыва принять постановление по этому вопросу в судебном порядке не имеется.

На основании п. 4 ст. 305, ст.ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Верховного Суда Республики Тыва от 17 марта 2000 г. отменить.

Вынести новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Признать недействительным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Тыва от 21 января 2000 г. N 02-3/127 "Об образовании избирательных округов по выборам членов Великого Хурала (съезда) народа Республики Тыва", как противоречащее ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28 апреля 2000 г. N 92-Г00-3


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение