Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 августа 1999 г. N 109-ПВ99 Суд обязал региональное отделение Фонда социального страхования РФ возместить вред, причиненный повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве, поскольку, исходя из федерального законодательства, если при ликвидации предприятия капитализация платежей в возмещение вреда не произведена, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 августа 1999 г. N 109-ПВ99


Президиум Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрел по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Ж. гражданское дело по иску К.Т.М. к Министерству экономики Российской Федерации о возмещении вреда.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К., полагавшего протест удовлетворить, Президиум Верховного Суда Российской Федерации установил:

5 июня 1989 г. при исполнении служебных обязанностей с К.Т.М. произошел несчастный случай, в результате которого она утратила трудоспособность.

7 декабря 1992 г. Ленинский районный суд г. Москвы удовлетворил иск Московской федерации профсоюзов в защиту интересов К.Т.М. к Центральному экономическому научно-исследовательскому институту (ЦЭНИИ) Министерства экономики Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья. После чего ЦЭНИИ регулярно производил выплаты в возмещение вреда.

В связи с ликвидацией ЦЭНИИ и отсутствием финансирования институт отказался от дальнейших выплат, полагая, что эта обязанность должна быть возложена на их правопреемника.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28 апреля 1995 г. обязанность по возмещению вреда была возложена на Министерство экономики РФ.

Это решение было отменено определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 4 октября 1996 г., поскольку Минэкономики РФ не является правопреемником ЦЭНИИ.

При новом рассмотрении дела иск К.Т.М. был удовлетворен и обязанность по возмещению вреда была возложена на ОАО "Росгосстрах-Москва". Решение также отменено определением Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ от 16 мая 1997 г., так как ликвидационные мероприятия не завершены и ЦЭНИИ не исключен из реестра юридических лиц.

При очередном рассмотрении дела 27 ноября 1997 г. судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда возложила ответственность по возмещению вреда истице на ликвидационную комиссию ЦЭНИИ, руководствуясь ч. 3 ст. 62, ч. 8 ст. 63 ГК РФ.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 2 июня 1998 г. согласилась с выводом суда первой инстанции, внеся в решение изменения относительно размеров взысканных сумм.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации поставлен вопрос об изменении судебных постановлений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста. Президиум находит протест обоснованным.

По делу установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 1994 г. N 839 "О научно-исследовательских и учебных организациях, подведомственных Министерству экономики Российской Федерации" утвержден перечень ликвидируемых организаций, включая Центральный экономический научно-исследовательский институт.

Министерству экономики РФ поручалось в двухнедельный срок утвердить состав ликвидационных комиссий и завершить все ликвидационные мероприятия не позднее 1 октября 1994 г.

В ходе судебного разбирательства установлено также, что мероприятия по ликвидации ЦЭНИИ не завершены и не проводятся, все члены комиссии уволились, имущество и денежные средства отсутствуют, капитализация сумм, подлежащих к выплате, не производилась (л.д. 167-169 т. 1; 8, 17, 18, 27, 29, 48, 77, 78 т. 2).

Решение суда, таким образом, оказалось неисполнимым, выплата платежей в возмещение вреда - неосуществимой, права истицы - незащищенными.

Действительно, с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридических лиц и она выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица (ч. 3 ст. 62 ГК РФ).

Сама же ликвидация юридического лица считается завершенной; а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (ч. 8 ст. 63 ГК РФ). Однако ненадлежащая работа ликвидационной комиссии, невыполнение ею положений, регулирующих порядок ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ), также как и отсутствие контроля за работой ликвидационной комиссии со стороны органа, принявшего решение о ликвидации юридического лица (ч.ч. 1, 2 ст. 62 ГК РФ), не могут отражаться на интересах лиц, получивших повреждение здоровья по вине организации - работодателя.

Именно гарантией защиты интересов таких лиц служат положения ч. 1 ст. 64 ГК РФ об удовлетворении в первую очередь требований граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также положения ст. 32 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 24 декабря 1992 г. о том, что если при ликвидации предприятия капитализация платежей в возмещение вреда не произведена, иск о возмещении вреда предъявляется органу государственного страхования.

Привлеченное судом в качестве органа государственного страхования - ОАО "Росгосстрах-Москва" иск не признало, считая, что обязанность по выплате средств в счет возмещения вреда, причиненного здоровью истицы, должна быть возложена на Фонд социального страхования Российской Федерации.

В свою очередь указанный Фонд и его Московское региональное отделение, также привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков считали, что данная обязанность должна быть возложена на ОАО "Росгосстрах".

При разрешении этого вопроса следует учитывать, что на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1992 г. N 76 "О создании Российской государственной страховой компании" на базе Правления государственного страхования РФ при бывшем Министерстве финансов РСФСР создана Российская государственная страховая компания (Росгосстрах) - акционерное общество.

С принятием Закона Российской Федерации от 27 ноября 1997 г. "О страховании" страхование (отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) производится за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страховых взносов.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Закона следует читать как "от 27 ноября 1992 г."


Причем страхование осуществляется исключительно по договорам о добровольном и обязательном страховании, осуществляемом на основании соответствующих законов (ст. 3). Условием выплаты является наступление обстоятельств, определенных в договоре либо законе (при обязательном страховании). Каких-либо иных источников финансирования, помимо средств, поступивших на основании договоров, законом не предусмотрено.

Таким образом, названный Закон не определяет условий, при которых государство в случае ликвидации предприятия будет финансировать органы страхования для выплаты средств в счет возмещения вреда потерпевшим работникам.

Согласно же Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101, органами государственного социального страхования в Российской Федерации является названный Фонд, его центральные и региональные отделения и филиалы отделений.

Этот Фонд управляет денежными средствами, которые являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов. Средства Фонда образуются не только за счет страховых взносов, но и ассигнований из республиканского бюджета.

Названный Фонд распоряжается государственными денежными средствами для нужд социального страхования, в том числе для гарантированной выплаты государственных сумм на цели, предусмотренные законодательством (п. 6 Положения).

В этой связи обязанность по возмещению вреда истице должна быть возложена на Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем судебные постановления в данной части подлежат изменению.

Поскольку спора относительно размера подлежащих выплате сумм не имеется, судебные постановления в остальной части подлежат оставлению без изменения.

Руководствуясь п. 3 ст. 329 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации постановил:

решение Московского городского суда от 27 ноября 1997 г. и определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 1998 г. изменить: обязанность по выплате К.Т.М. платежей в возмещение вреда возложить на Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. В остальной части указанные судебные постановления оставить без изменения.



Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 11 августа 1999 г. N 109-ПВ99


Текст постановления размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.