Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2007 г. N 2002/07 Поскольку спорные объекты находились в исключительной федеральной собственности, они не могли быть переданы предприятием, владеющим данными объектами на праве хозяйственного ведения, в собственность субъекта РФ

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2007 г. N 2002/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Медведевой A.M., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.06.2006 по делу N А61-676/06-12 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2006 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (истца) - Буреев С.А., Журавлева Н.Е., Кирпилянская Т.И.;

от Министерства имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания (ответчика) - Галустян И.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Медведевой A.M., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") и к Управлению Федеральной регистрационной службы по Республике Северная Осетия - Алания о признании права собственности на объекты имущественного комплекса Владикавказского филиала Минераловодского торгово-производственного дочернего предприятия государственного унитарного предприятия "Дорожный центр рабочего снабжения Северо-Кавказской железной дороги" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - Владикавказский филиал) и о признании недействительным зарегистрированного за ОАО "РЖД" права собственности на следующие объекты недвижимости:

здание хлебопекарни общей площадью 1282 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркова, 30;

крытую газовую платформу N 12 площадью 1105 кв. м, расположенную по адресу: г. Владикавказ, старый товарный двор;

помещение магазина N 109 площадью 169 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркова, 1а;

помещение магазина N 116 площадью 182 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркова, 1а;

здание магазина N 114 площадью 90 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Джанаева, 44;

помещение магазина N 115 площадью 141 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Тельмана, 6;

здание магазина N 118 площадью 240 кв. м, расположенное по адресу: г. Беслан, ул. Мира, 2 (привокзальная площадь);

здание магазина N 120 площадью 250 кв. м, расположенное по адресу: г. Моздок, привокзальная площадь;

здание магазина N 124 площадью 150 кв. м, расположенное по адресу: г. Беслан, пер. Лермонтовский, 26;

здание магазина N 126 площадью 180 кв. м, расположенное по адресу: г. Моздок, привокзальная площадь;

здание магазина N 129 площадью 233 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Пушкинская, 45;

здание магазина N 131 площадью 25,5 кв. м, расположенное по адресу: г. Беслан, ул. Мира, 2, привокзальная площадь;

здание магазина N 132 площадью 46 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Иристонская, 1а;

здание магазина N 133 площадью 126,2 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, пос. Заводской, 3-я линия;

здание магазина N 134 площадью 85 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Тельмана;

здание магазина N 135 площадью 160 кв. м, расположенное по адресу: ст. Дарг-Кох, привокзальная площадь;

здание магазина N 136 площадью 181 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, п. Заводской, ул. Песочная, 14;

помещение магазина N 142 площадью 241 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Тельмана, 14;

здание магазина N 150 площадью 191 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Шмулевича, 12а;

здание ларька N 138 площадью 12 кв. м, расположенное по адресу: г. Беслан, ул. Мира;

здание ларька N 143 площадью 12 кв. м, расположенное по адресу: г. Беслан, ул. Мира;

пристройку к конторе площадью 70 кв. м, расположенной по адресу: г. Владикавказ, ул. Тамаева, 12;

здание приемного пункта стеклопосуды N 19 площадью 84 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Чкалова, 16а;

помещение пошивочного цеха N 4 площадью 47 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Иристонская, 1;

помещение почтового отделения N 11 площадью 40 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, пер. Рабочий, 12;

помещение кафе N 105 площадью 80 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркова, 1а;

здание кафе "Заводское" площадью 142 кв. м, расположенное по адресу: п. Заводской, пер. Клубный, 20;

помещение кафе N 139 площадью 231 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, ул. Маркова, 1а;

здание базы N 7 площадью 2537 кв. м, расположенное по адресу: г. Владикавказ, пер. Холодный.

Решением суда первой инстанции от 14.06.2006 исковые требования удовлетворены, спорные объекты признаны государственной собственностью Республики Северная Осетия - Алания, регистрация права собственности ОАО "РЖД" на эти объекты признана недействительной.

Суд установил следующее.

Президент Республики Северная Осетия - Алания письмом от 20.03.2001 N 01-05/396 обратился к Министру путей сообщения Российской Федерации с просьбой о передаче в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания недвижимого имущества Владикавказского филиала.

Министерство путей сообщения Российской Федерации письмами от 27.04.2001 N 275 (Президенту Республики Северная Осетия - Алания) и от 19.06.2001 N И-6729 (Председателю Правительства Республики Северная Осетия - Алания) сообщило о своем согласии передать в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания имущество Владикавказского филиала.

Во исполнение письма от 19.06.2001 N И-6729 государственное унитарное предприятие "Дорожный центр рабочего снабжения Северо-Кавказской железной дороги" Министерства путей сообщения Российской Федерации и Государственный комитет по управлению имуществом Республики Северная Осетия - Алания подписали акт от 10.09.2001 о передаче имущественного комплекса Владикавказского филиала в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания.

Постановлением Парламента Республики Северная Осетия - Алания от 21.03.2002 N 519/40 передача указанного комплекса в собственность Республики одобрена.

Рассмотрев материалы, представленные Парламентом Республики Северная Осетия - Алания, согласованные с Министерством путей сообщения Российской Федерации, Министерство имущественных отношений Российской Федерации 28.06.2002 внесло в Правительство Российской Федерации проект распоряжения о передаче имущественного комплекса Владикавказского филиала в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания, однако решение по данному вопросу Правительством Российской Федерации принято не было.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2003 N 882-р утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежало внесению в процессе приватизации в уставный капитал ОАО "РЖД". В этот перечень включено Минераловодское торгово-производственное дочернее предприятие "Дорожный центр рабочего снабжения Северо-Кавказской железой дороги" Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - предприятие), в состав которого вошел его Владикавказский филиал. По передаточному акту, утвержденному совместным распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации и МПС России от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р, имущество предприятия передано в уставный капитал ОАО "РЖД".

Право собственности на спорные объекты 25.03.2004 зарегистрировано за ОАО "РЖД".

Полагая, что спорные объекты выбыли из федеральной собственности в результате их передачи в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания в порядке, установленном распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп "Об утверждении положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции, удовлетворив решением от 14.06.2006 исковые требования, исходил из следующего.

Спорные объекты были включены Министерством имущественных отношений Российской Федерации в перечень объектов, передаваемых в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания. В связи с истечением трехмесячного срока с момента регистрации перечня эти объекты в соответствии с пунктом 8 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, считаются переданными в собственность Республики Северная Осетия - Алания, потому последующее внесение этих объектов в уставный капитал ОАО "РЖД" и регистрация за последним прав собственности на них являются недействительными. Кроме того, суд сделал вывод о том, что спорные объекты относятся к муниципальной собственности, поскольку изначально функционировали как предприятия общественного питания, торгового и бытового обслуживания всего населения Республики Северная Осетия - Алания.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2006 решение суда отменено, в иске отказано.

Суд апелляционной инстанции руководствовался пунктом 4 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", статьей 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте", положениями Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", в соответствии с которыми спорное имущество как имущество предприятия железнодорожного транспорта является федеральной собственностью.

Республика Северная Осетия - Алания не доказала возникновения у нее права собственности на спорные объекты. Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации не принималось решений о передаче спорных объектов в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания, поэтому оснований для удовлетворения иска нет.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 14.11.2006 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.

Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.02.2007 решение от 14.06.2006 в части включения в перечень объектов недвижимости, признанных собственностью Республики Северная Осетия - Алания помещений магазинов N 109, 115, 129, 142, расположенных в г. Владикавказе, пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу в этой части прекращено в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.06.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2006 ОАО "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на нарушение этими судебными актами единообразия в толковании и применении норм права, и оставить в силе постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2006.

В отзыве на заявление Министерство имущественных отношений Республики Северная Осетия - Алания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что упомянутые судебные акты подлежат отмене как не соответствующие действующему законодательству, постановление суда апелляционной инстанции от 19.09.2006 - оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как установлено судами, спорные объекты до их приватизации путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" относились к имуществу предприятия и находились у него на балансе. Министерством государственного имущества Российской Федерации эти объекты были внесены в реестр федерального имущества и закреплены за названным предприятием на праве хозяйственного ведения (свидетельство от 14.12.1999, реестровый N 02600397).

Согласно пункту 2.1 устава предприятия и пункту 2.1 положения о его Владикавказском филиале основными целями деятельности предприятия является обеспечение железнодорожников и членов их семей, в первую очередь проживающих на линейных станциях и разъездах, и пассажиров железнодорожного транспорта в пути следования и на вокзалах торгово-бытовым обслуживанием, общественным питанием.

Таким образом, спорные объекты как предприятия розничной торговли общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении Министерства путей сообщения Российской Федерации и связанные с обеспечением питания пассажиров в поездах и рабочего снабжения, в силу статьи 4 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" и пункта 4 раздела IV приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 относились исключительно к федеральной собственности.

Включение объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в перечни объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в соответствии с пунктом 2 Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, действовавшего в период спорных правоотношений, запрещалось.

При таких обстоятельствах выводы судов первой и кассационной инстанций о том, что спорные объекты подлежали передаче в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания и в соответствии с пунктом 8 названного Положения считаются переданными в 2002 году в государственную собственность Республики Северная Осетия - Алания, противоречат названным нормам права.

В силу изложенного ошибочен и вывод судов первой и кассационной инстанций о том, что спорные объекты относились к муниципальной собственности, а потому подлежали передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Порядок приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта был установлен Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 названного Закона в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта.

Перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, утверждается Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4 Закона).

Распоряжением от 30.06.2003 N 882-р Правительства Российской Федерации утвержден перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых передается в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта - ОАО "РЖД".

Предприятие включено в данный перечень (пункт 57).

Имущество предприятия передано его собственником в уставный капитал ОАО "РЖД" по сводному передаточному акту от 30.09.2003, который в силу пункта 3 статьи 4 Закона является основанием для его государственной регистрации.

Вывод суда кассационной инстанции о ничтожности сделки по передаче спорных объектов в уставный капитал ОАО "РЖД" не соответствует указанным нормам права.

Таким образом, решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.06.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2006 нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 14.06.2006 и от 15.02.2007 по делу N А61-676/06-12 и постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.11.2006 по тому же делу отменить.

Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19.09.2006 по указанному делу оставить без изменения.


Председательствующий

А.А. Иванов


Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ поддержал позицию суда апелляционной инстанции, отказавшего в признании права собственности субъекта РФ на объекты имущественного комплекса. При рассмотрении дела установлено, что спорные объекты недвижимого имущества входили в состав предприятия железнодорожного транспорта и были включены в перечень объектов, передаваемых в государственную собственность субъекта РФ. Однако окончательное решение о передаче объектов Правительством РФ принято не было. Впоследствии указанное имущество было включено в уставный капитал ОАО "РЖД". Полагая, что спорные объекты выбыли из федеральной собственности и перешли в собственность субъекта РФ, субъект РФ обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на указанные объекты.

Признавая отказ апелляционной инстанции в удовлетворении иска правомерным, Президиум указал, что спорные объекты являются предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находились в ведении Министерства путей сообщения РФ и связаны с обеспечением питания пассажиров в поездах и рабочего снабжения. Указанные объекты относились исключительно к федеральной собственности. Включение объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в перечни объектов, передаваемых в государственную собственность субъектов РФ, в соответствии с Положением об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности (утверждено распоряжением Президента РФ от 18 марта 1992 г. N 114-рп), действовавшим в период спорных правоотношений, запрещалось. При таких обстоятельствах спорные объекты не могли быть переданы в собственность субъекта РФ. Также Президиум ВАС РФ признал, что приватизация спорного имущества была проведена в соответствии с Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта".


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2007 г. N 2002/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 8

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение