Определение Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 86-В07-12 Суд, отправляя дело на новое рассмотрение, указал на то, что надлежащим ответчиком по делу о предоставлении инвалиду транспортного средства является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию

Определение Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 86-В07-12


Судья Верховного Суда Российской Федерации К., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области дело по иску М. к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о выдаче транспортного средства и компенсации морального вреда в сумме 1000000 рублей, установил:

М., обратившись в суд с указанным иском, ссылался на то, что являясь инвалидом второй группы, имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны (удостоверение N 479248, выданное 19.04.1990 г.). В 1994 году ему был бесплатно предоставлен автомобиль "Запорожец", срок эксплуатации которого истек в 2001 году, в связи с чем с 27.07.2001 года он был поставлен на учет в Департаменте социальной защиты населения администрации области на обмен указанного автомобиля на основании п. 19 ст. 14 ФЗ "О ветеранах" и Постановления Правительства РФ N 244 от 14.03.1995 г., однако автомобиль в качестве средства реабилитации ему предоставлен не был.


ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ "О ветеранах""


Ответчик иск не признал, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Решением Александровского городского суда от 3 октября 2005 года Владимирской области иск удовлетворен, суд обязал Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области выдать М. бесплатно автомобиль в качестве средства реабилитации.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 24 ноября 2005 года решение оставлено без изменения.

В надзорной жалобе Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением Судьи Верховного Суда РФ от 27 марта 2007 года дело истребовано в Верховный Суд РФ.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Владимирского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Разрешая дело и удовлетворяя иск М., суд признал несостоятельным довод ответчика о том, что в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. Департамент социальной защиты наседания администрации области не несет обязательств по обеспечению инвалидов Великой Отечественной войны бесплатно транспортными средствами в качестве средства реабилитации, поскольку право М. на такого рода транспортное обеспечение возникло до 01.01.2005 г., а пунктом 1.7 положения о Департаменте социальной защиты населения администрации Владимирской области на Департамент возложена обязанность по ведению учета лиц, нуждающихся и спецавтотранспорте, предоставлению транспортных средств инвалидам.

В надзорной жалобе Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области указывает, что судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.

В силу абзаца 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 г.) если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство реабилитации не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического или иного средства реабилитации, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.10.2003 г.) к техническим и иным средствам реабилитации инвалидов относятся средства для передвижения, включая транспортные средства с ручным управлением.

С вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) вышеприведенные нормы утратили силу.

Однако это не означает, что граждане из числа инвалидов, поставленных в очередь на получение транспортного средства и не получившие его до 1 января 2005 года утрачивают данное право.

Согласно пункту 1 статьи 153 Федерального закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, этот Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных этим Федеральным законом.

Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию, утвержденному Постановлением Правительства от 30 июня 2004 года N 325 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2006 года N 197) Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения.

В соответствии с подпунктом 5.14 пункта 5 названного Положения агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета в части средств, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на агентство функций.

Кроме того, Федеральным законом от 23 декабря 2004 года "О федеральном бюджете на 2005 год", Федеральным законом от 26 декабря 2005 года "О федеральном бюджете на 2006 год" и Федеральным законом от 19.12.2006 года "О федеральном бюджете на 2007 год" (редакция от 15.05.2007 г.) предусмотрены ассигнования на обеспечение инвалидов транспортными средствами.

На основании изложенного, надлежащим ответчиком по делам по искам граждан, ставших инвалидами, о предоставлении им транспортного средства, является Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:

дело по иску М. к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о выдаче транспортного средства и компенсации морального вреда в сумме 1000000 рублей направить для рассмотрения по существу в президиум Владимирского областного суда.



Определение Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 86-В07-12


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.