Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 355-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорина Олега Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями ряда федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации"

Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 355-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорина Олега Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями ряда федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев по требованию гражданина О.М. Федорина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин О.М. Федорин - пенсионер Министерства обороны Российской Федерации просит признать не соответствующими статьям 2, 7 (часть 2), 15 (части 1, 2 и 3), 17 (части 1 и 3), 18, 19 (часть 1), 21 (часть 1), 24 (часть 2), 29 (часть 4), 35 (часть 3), 37 (часть 3), 39 (части 1 и 2), 45, 46 (часть 2), 52, 54 (часть 1), 55 и 115 Конституции Российской Федерации следующие нормативные положения:

пункты "а" и "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусматривающие пересмотр пенсий военным пенсионерам при повышении стоимости жизни и при повышении стоимости продовольственного пайка;

пункт 11, подпункт "а" пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", устанавливающие порядок исчисления стоимости продовольственного пайка, а также порядок индексации военных пенсий при повышении стоимости жизни;

пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 30 июня 2002 года "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", согласно которому были внесены изменения в статью 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I и в денежное довольствие для исчисления пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, а также лицам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, стала включаться ежемесячная денежная продовольственная компенсация, выплачиваемая лицам рядового и начальствующего состава;

отдельные положения Федеральных законов о федеральном бюджете на 2000-2004 годы и постановлений Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 479-28" и от 22 февраля 2006 года N 101 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год", в соответствии с которыми выплата военнослужащим денежной компенсации взамен продовольственного пайка в указанный период устанавливалась в размере 20 рублей в сутки.

По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения допускают произвольное их толкование правоприменительными органами при исчислении денежного довольствия для перерасчета ранее назначенных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" военных пенсий при повышении стоимости жизни и повышении месячной стоимости продовольственного пайка и тем самым нарушают пенсионные права лиц, проходивших военную службу.

Как следует из представленных материалов, решением Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 6 сентября 2005 года, оставленным без изменений определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда, О.М. Федорину было отказано в удовлетворении требований о пересмотре пенсии с учетом реальной стоимости продовольственного пайка.

Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в порядке части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ранее уведомлял заявителя о том, что его жалоба не соответствует требованиям названного Федерального конституционного закона.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

2.1. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.

Однако из представленных О.М. Федориным документов не следует, что оспариваемые им положения пункта "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, подпункта "а" пункта 14 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 и постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года N 101 применялись при рассмотрении его дела, а потому данная жалоба в этой части не может быть признана допустимой.

2.2. Оспариваемыми О.М. Федориным положениями пункта 3 статьи 4 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" изменения в порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, не вносились (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года N 463-О). Следовательно, права заявителя на исчисление военной пенсии с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, включаемой в денежное довольствие лицам, проходившим военную службу, ими не затрагиваются.

2.3. Вопрос о перерасчете военных пенсий при увеличении реальной стоимости продовольственного пайка неоднократно являлся предметом обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, который в ряде своих решений изложил следующую правовую позицию.

Нормы бюджетного законодательства, определяющие такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, а также его размер, не могут расцениваться как допускающие отказ от реализации действующих законодательных предписаний о пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу по контракту, и как блокирующие право этих лиц на пересмотр пенсий при увеличении стоимости продовольственного пайка, выдаваемого военнослужащим; соответствующие положения Федеральных законов о федеральных бюджетах на 2000 - 2004 годы и приложений к ним, относящиеся в системе действующего нормативного регулирования к порядку реализации военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, права на такую форму продовольственного обеспечения, как денежная компенсация взамен продовольственного пайка, не предполагают изменение (приостановление) порядка исчисления и пересмотра пенсий военным пенсионерам, установленного статьями 43 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"; не изменяет этот порядок и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 906.

Нормативно-правовые предписания по исчислению и учету месячной стоимости продовольственного пайка, в том числе установленные пунктом 11 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, также не изменялись (не приостанавливались).

Положения же статей 43 и 49 названного Закона, закрепляющие право военнослужащих на исчисление пенсий исходя из денежного довольствия с учетом месячной стоимости соответствующего продовольственного пайка, а также на увеличение их размеров при повышении стоимости продовольственного пайка, по своему смыслу предполагают обязанность органов государственной власти обеспечить надлежащие условия для реализации этого права, в том числе определить стоимость продовольственного пайка в нормативном правовом акте (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 429-О, от 15 февраля 2005 года N 18-О и N 57-О, от 9 июня 2005 года N 220-О, от 2 февраля 2006 года N 33-О, от 20 июня 2006 года N 164-О и др.).

Что касается обеспечения правильности выбора и применения правовых норм и позиций Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении судами общей юрисдикции дел по искам военных пенсионеров о перерасчете пенсий и проверки осуществленной ими оценки представленных доказательств об увеличении стоимости продовольственного пайка, то это возложено на соответствующие инстанции указанных судов и не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорина Олега Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены решения, сохраняющие свою силу.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов




Определение Конституционного Суда РФ от 29 мая 2007 г. N 355-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Федорина Олега Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями ряда федеральных законов и постановлений Правительства Российской Федерации"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 20


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.