Определение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2007 г. N 80-В07-10 Отправляя дело о признании права заявителя на льготы для ветеранов войны на новое рассмотрение, суд указал, что граждане, ставшие инвалидами при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к категории инвалидов войны

Определение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2007 г. N 80-В07-10


Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г.А., рассмотрев истребованное по надзорной жалобе военного комиссариата Ульяновской области дело по иску Б.С.М. к военному комиссариату Ульяновской области о выдаче удостоверения о праве на льготы, установила:

Б.С.М. обратился в суд с иском к военному комиссариату Ульяновской области об оспаривании действий военного комиссара Ульяновской области, указывая на то, что он является инвалидом 2 группы вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеет право на соответствующие льготы, что подтверждается удостоверением установленного образца. Полагает, что имеет право на льготы, указанные в части 3 статьи 14 Федерального Закона "О ветеранах", однако ответчик добровольно отказывается выдать ему соответствующее удостоверение.

Ответчик иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 марта 2005 года иск Б.С.М. удовлетворен.

В кассационном порядке решение не обжаловалось.

В надзорной жалобе военный комиссариат Ульяновской области просит состоявшиеся по данному делу судебные постановления отменить и вынести новое решение, которым в иске отказать.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2007 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.

Дело надлежит передать для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Ульяновского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

В надзорной жалобе военный комиссариат Ульяновской области указывает на то, что при рассмотрении дела судом были допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся, по его мнению, в следующем.

Судом установлено, что Б.С.М., являясь военнослужащим, был направлен в 1986-1987 г.г. на Чернобыльскую АЭС для участия в ликвидации последствий катастрофы.

В 1996 году он признан инвалидом 3 группы, согласно справке Бюро медико-социальной экспертизы от 2 октября 2001 г. истцу установлена 2 группа; причиной инвалидности является увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС (л.д. 7).

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" ветеранами военной службы, в том числе, являются военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Данная норма называет в качестве субъектов, которым устанавливается звание "Ветеран военной службы", военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, распространяются на военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих производится военно-врачебными комиссиями в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123.

Основания для вынесения заключения о причинной связи увечий, заболеваний с прохождением военной службы содержатся в пункте 41 раздела VII вышеназванного Положения.

Так, в соответствии с подпунктом "а" данного пункта, если увечье получено гражданином при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), то военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечий, заболеваний с формулировкой "военная травма". Если же заболевание получено в результате радиационного воздействия при выполнении работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, то в силу подпункта "г" этого же пункта, причинная связь устанавливается с формулировкой "заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС".

Формулировки причин инвалидности, которые применяются Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, содержатся в разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 15 апреля 2003 года N 17.

Как следует из пункта 7 вышеуказанного разъяснения, если инвалидность военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территории других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы, причина инвалидности определяется "военная травма".

Причинная связь заболевания и инвалидности с аварией на Чернобыльской АЭС определяется Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии со ст. 24 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пунктами 9-12 Разъяснения от 15 апреля 2003 года N 17 с иными формулировками, например, "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с Чернобыльской АЭС".

Таким образом, действующим законодательством формулировки причин инвалидности разграничены в зависимости от основания, с которым связано повреждение здоровья.

Поскольку меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам войны, в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями) распространяются на граждан, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), т.е. при наличии формулировки инвалидности "военная травма", то на граждан, которым установлена формулировка причины инвалидности, обусловленная катастрофой на Чернобыльской АЭС, данные льготы не распространяются.

Кроме того, следует учитывать, что "Удостоверение инвалида о праве на льготы" было установлено Положением о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1981 года N 209.

Согласно п. 27 льготы для инвалидов Отечественной войны, предусмотренные вышеназванным Положением, предоставлялись также инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте и в другие периоды, а также инвалидам из числа партизан гражданской войны.

В соответствии с п. 28 этого же Положения вышеуказанным лицам выдавалось "удостоверение инвалида о праве на льготы".

Однако на момент принятия данного нормативного правового акта такая категория инвалидов, как инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, отсутствовала.

Кроме того, в действующем законодательстве отсутствует норма о распространении Положения о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих на лиц, принимавших участие в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы.

Следовательно, граждане, ставшие инвалидами, с причиной инвалидности "заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с аварией на Чернобыльской АЭС", не могут быть отнесены к категории лиц, которым выдается "удостоверение инвалида о праве на льготы".

Эти доводы заслуживают внимания, в связи с чем дело вместе с надзорной жалобой военного комиссара Ульяновской области и настоящим определением следует направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 384 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:

дело по иску Б.С.М. к военному комиссариату Ульяновской области об оспаривании действий военного комиссара Ульяновской области направить для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Ульяновского областного суда.



Определение Верховного Суда РФ от 24 апреля 2007 г. N 80-В07-10


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.