Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 2985/07 Отказ в предоставлении родовых сертификатов частной больнице неправомерен, поскольку указанная больница обеспечивает медицинской помощью значительное количество женского населения района и имеет муниципальный контракт об оказании больницей медицинских услуг в рамках программы обязательного медицинского страхования

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 2985/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Витрянского В.В., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Нешатаевой Т.Н., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Финогенова В.И. -

рассмотрел заявление государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 12.07.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 20.09.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6416/2006-СА1-19 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2006 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан" (ответчика) - Патрикеева Г.Н., Хнаева Н.П.;

от открытого акционерного общества "Городская клиническая больница N 12" (истца) - Сафин Т.Ф.

Заслушав и обсудив доклад судьи Финогенова В.И., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Открытое акционерное общество "Городская клиническая больница N 12" (далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными действий государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан" (далее - фонд), выразившихся в отказе выдать бланки родовых сертификатов женской консультации больницы, и обязании фонда заключить договор об обеспечении родовыми сертификатами.

В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Татарстан и государственное учреждение "Фонд обязательного медицинского страхования Республики Татарстан".

Решением суда первой инстанции от 12.07.2006 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.09.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 21.12.2006 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов фонд просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

В отзыве на заявление больница просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, заявление фонда - без удовлетворения по следующим основаниям.

Согласно постановлению руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "Город Казань" от 06.02.2006 N 151 функции муниципальных учреждений здравоохранения города Казани в части оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов были переданы иным медицинским организациям, расположенным на территории муниципального образования, в том числе и медицинским организациям частной системы здравоохранения, в частности больнице и ее женской консультации.

В силу изложенного больница обратилась к фонду за выдачей бланков родовых сертификатов, поскольку несет расходы по медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.

Отказывая больнице в обеспечении бланками родовых сертификатов, фонд сослался на то, что больница создана в форме открытого акционерного общества, поэтому не подлежит обеспечению бланками родовых сертификатов и не имеет права на оплату услуг, оказываемых женщинам в период беременности, родов и после родов, за счет средств фонда.

Между тем в соответствии с положениями Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" за счет средств, перечисленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, фонд согласно выданным родовым сертификатам осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

Как установил суд, женская консультация больницы обеспечивает медицинской помощью около 48 процентов женского населения Авиастроительного района города Казани. Между Управлением здравоохранения Исполнительного комитета муниципального образования "Город Казань" и больницей заключен муниципальный контракт от 22.05.2006 N 7, предметом которого является оказание больницей медицинских услуг в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2006 год.

В связи с изложенным вывод судов о незаконности действия фонда, выраженного в отказе в выдаче бланков родовых сертификатов женской консультации больницы, и обязании фонда заключить договор об обеспечении больницы родовыми сертификатами является обоснованным.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 12.07.2006, постановление суда апелляционной инстанции от 20.09.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-6416/2006-СА1-19 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.12.2006 по тому же делу оставить без изменения.

Заявление государственного учреждения "Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан" о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора оставить без удовлетворения.


Председательствующий

 Е.Ю. Валявина


Президиум ВАС РФ согласился с выводами судов нижестоящих инстанций о наличии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий регионального отделения ФСС РФ, выразившихся в отказе выдать бланки родовых сертификатов женской консультации больницы, и обязании заключить договор об обеспечении родовыми сертификатами.

Отказывая больнице в обеспечении бланками родовых сертификатов, отделение фонда сослалось на то, что больница создана в форме ОАО, поэтому не подлежит обеспечению бланками родовых сертификатов и не имеет права на оплату услуг, оказываемых женщинам в период беременности, родов и после родов, за счет средств фонда.

Между тем, как отметил Президиум ВАС РФ, в соответствии с положениями Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" и Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год" за счет средств, перечисленных из бюджета ФФОМС, ФСС РФ, согласно выданным родовым сертификатам, осуществляет оплату государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения (а при их отсутствии - медицинским организациям, в которых размещен государственный и (или) муниципальный заказ) услуг в части медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также в части диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.

По материалам дела, женская консультация больницы оказывает медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов на основании муниципального контракта, предметом которого является оказание больницей медицинских услуг в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

В связи с изложенным вывод судов о незаконности действия отделении ФСС РФ, выраженного в отказе в выдаче бланков родовых сертификатов женской консультации больницы, и обязании заключить договор об обеспечении больницы родовыми сертификатами является обоснованным.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 2985/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 10


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение