Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 35-Г07-10 Об отказе в признании недействующим пункта 2.21 Порядка отчуждения государственного имущества Тверской области, утв. постановлением администрации Тверской области от 11 октября 2005 г. N 304-па

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 35-Г07-10


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного унитарного предприятия Тверской области "Тверь-качество" о признании недействующим п. 2.21 "Порядка отчуждения государственного имущества Тверской области", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11 октября 2005 года N 304-па по кассационному представлению прокурора Тверской области и кассационной жалобе администрации Тверской области на решение Тверского областного суда от 9 марта 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителей по доверенностям губернатора Тверской области Р. и комитета по управлению имуществом Тверской области П.Е.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя ГУП "Тверь-качество" К., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Г., полагавшей решение подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Администрацией Тверской области 11 октября 2005 года принято постановление N 304-па "О порядке отчуждения государственного имущества Тверской области", которое официально опубликовано в газете "Тверская жизнь" N 190 от 14 октября 2005 года.

Государственное унитарное предприятие Тверской области "Тверь-качество" обратилось в Тверской областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим п. 2.21 названного Порядка, согласно которому денежные средства, полученные от продажи имущества предприятия, с первого по пятнадцатое число каждого месяца, подлежат перечислению в областной бюджет Тверской области не позднее 25 числа соответствующего месяца. Денежные средства, полученные от продажи имущества с шестнадцатого по тридцать первое число каждого месяца, подлежат перечислению в областной бюджет Тверской области не позднее десятого числа месяца, следующего за соответствующим месяцем.

В обоснование своих требований заявитель указал, что оспариваемая норма противоречит п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ч. 4 ст. 214, ст. 3, части 2 ст. 295 и части 2 ст. 299 ГК Российской Федерации и нарушает права и законные интересы предприятия, поскольку предприятие вправе самостоятельно распоряжаться частью имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения.

В судебном заседании государственное унитарное предприятие Тверской области "Тверь-качество" заявленное требование поддержало.

Администрация Тверской области и Комитет по управлению имуществом Тверской области с заявленным требованием не согласились и просили суд отказать в их удовлетворении.

Решением Тверского областного суда от 9 марта 2007 года заявленные требования удовлетворены.

Признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу п. 2.21 "Порядка отчуждения государственного имущества Тверской области", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11 октября 2005 года N 304-па.

В кассационном представлении прокурор Тверской области, в кассационной жалобе администрация Тверской области просят указанное решение суда отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался тем, что по совокупности ст. 295 ГК Российской Федерации и ст. 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Возложение на государственное унитарное предприятие, использующее государственное имущество на праве хозяйственного ведения, обязанности по перечислению всей выручки от продажи государственного имущества в доход областного бюджета не предусмотрено федеральным законодательством в качестве способа прекращения права собственности, равно как способа правомерного изъятия имущества. Таким образом, выручка от продажи имущества не может рассматриваться как доход областного бюджета, подлежащего зачислению в полном объеме.

Между тем, Судебная коллегия полагает такие выводы суда основанными на ошибочном применении норм материального права к обстоятельствам настоящего дела по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 26.12 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.99 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе передавать имущество субъекта Российской Федерации во временное пользование физическим и юридическим лицам, федеральным органам государственной власти и органам местного самоуправления, отчуждать это имущество, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами, а также с принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации (п. 2).

Согласно пп. "ж" п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации.

В Тверской области таким законом является Закон Тверской области от 09.04.2002 г. N 23-ЗО "Об управлении государственным имуществом Тверской области".

Оспариваемым в настоящем деле Порядком установлены правила подготовки и принятия решений об отчуждении государственного имущества Тверской области, порядок отчуждения государственного имущества Тверской области, а также порядок распределения средств, полученных от продажи государственного имущества Тверской области.

В соответствии со ст. 113 ГК Российской Федерации унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного или оперативного управления.

Согласно положениям Закона Тверской области от 9 апреля 2002 года N 23-ЗО "Об управлении государственным имуществом Тверской области" унитарные предприятия и учреждения отчуждают государственное имущество в порядке, предусмотренным гражданским законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Тверской области.

Вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемой нормой нарушены права унитарного предприятия на получение части прибыли нельзя признать обоснованным.

В подтверждение своих выводов суд сослался на положения ст. 295 ГК Российской Федерации и ст. 42 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, согласно которым собственник имущества имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Между тем, аналогичная норма о праве собственника на получение части прибыли от использования имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения содержится в областном законодательстве в ст. 13 Закона Тверской области от 09.04.2002 года N 23-30 "Об управлении государственным имуществом Тверской области", которой предусмотрено, что унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, ежегодно перечисляют в областной бюджет Тверской области часть прибыли от использования государственного имущества.

Поскольку суд ошибочно отождествил правовые понятия доходов от использования государственного имущества и от продажи государственного имущества, на которые распространяется различный правовой режим, поэтому вывод суда первой инстанции нельзя признать правильными.

Из содержания оспариваемой нормы усматривается, что она определяет обязательства по уплате денежных средств в областной бюджет в зависимости от даты получения денежных средств от продажи имущества предприятия.

Поскольку эта норма не содержит каких-либо положений, затрагивающих права заявителя и его законные интересы в отношении прибыли, предусмотренной как федеральным, так и областным законодательством, оснований для признания ее недействительной не имеется.

Поскольку обстоятельства имеющие значение для разрешения дела следует считать установленными, Судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами кассационной жалобы и кассационного представления и, отменив обжалуемое решение суда, принять по делу новое решение.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Тверского областного суда от 9 марта 2007 г. - отменить.

По делу принять новое решение, которые в удовлетворении заявления государственного унитарного предприятия Тверской области "Тверь-качество" о признании недействующим п. 2.21 "Порядка отчуждения государственного имущества Тверской области", утвержденного постановлением администрации Тверской области от 11 октября 2005 г. N 304-па - отказать.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 6 июня 2007 г. N 35-Г07-10


Текст определения официально опубликован не был

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение