Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N 72-Г07-4 О признании недействующими отдельных положений порядка выплаты субсидий на животноводческую продукцию, утв. постановлением администрации Читинской области от 4 июля 2006 г. N 184-А/П

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N 72-Г07-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации Читинской области на решение Читинского областного суда от 12 марта 2007 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Читинской области о признании недействующими отдельных положений Порядка выплаты субсидий на животноводческую продукцию, утвержденного постановлением администрации Читинской области от 4 июля 2006 г. N 184-А/П.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

постановлением администрации Читинской области от 4 июля 2006 г. N 184-А/П утвержден Порядок выплаты субсидий на животноводческую продукцию (далее - Порядок), в соответствии с пунктами 7 и 8 которого являющаяся основанием для выплаты субсидий справка-расчет направляется сельскохозяйственными товаропроизводителями в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа не позднее 10-го числа каждого месяца.

Орган местного самоуправления муниципального района или городского округа проверяет справки-расчеты и составляет сводную справку-расчет сумм субсидий на молоко и яйцо, подлежащих выплате за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (приложение N 2), которую представляет в Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области не позднее 15-го числа каждого месяца. За декабрь текущего года справки-расчеты составляются на основании предварительных расчетов и представляются в Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области не позднее 15-го декабря текущего года. Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области составляет сводную справку-расчет в разрезе муниципальных районов и городских округов, которую представляет в Комитет по финансам Читинской области не позднее 20-го числа каждого месяца. За декабрь текущего года Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области составляет сводную справку-расчет на основании предварительных расчетов и представляет ее в Комитет по финансам Читинской области не позднее 20-го декабря текущего года;

Пунктами 10 и 11 Порядка установлено, что выплата субсидий на молоко и яйцо осуществляется после их реализации личными подсобными хозяйствами, поставляющими продукцию непосредственно заготовительным организациям, - через заготовителей данной продукции.

Основанием для выплаты субсидий, подлежащих выплате за счет средств областного бюджета, является справка-расчет сумм субсидий на молоко и яйцо (приложение N 3), составленная заготовительными организациями, которую они не позднее 10-го числа каждого месяца представляют в орган местного самоуправления муниципального района.

В соответствии с пунктами 12, 14, 16, 17 и 19 Порядка по итогам месяца орган местного самоуправления муниципального района составляет сводную справку-расчет сумм субсидий (приложение N 4), которую представляет в Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области не позднее 15-го числа каждого месяца.

Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области перечисляет полученную сумму субсидий заготовительным организациям, которые в течение 5 дней производят расчеты с личными подсобными хозяйствами.

При проверке уполномоченными специалистами органа местного самоуправления поселения или городского округа и работником ветеринарной службы факта рождения теленка составляется соответствующий акт, делается отметка (биркование) или ставится клеймо.

По итогам месяца орган местного самоуправления поселения или городского округа составляет справку-расчет сумм субсидий согласно приложению N 5 к настоящему порядку, которую не позднее 10-го числа каждого месяца представляет в орган местного самоуправления муниципального района.

Орган местного самоуправления муниципального района проверяет справки-расчеты, составляет сводную справку-расчет (приложение N 6) и не позднее 15-го числа каждого месяца направляет ее в Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области. За декабрь текущего года справки-расчеты составляются на основании предварительных расчетов и представляются в Комитет сельского хозяйства и продовольствия Читинской области не позднее 15-го декабря текущего года.

Комитет по финансам Читинской области ежемесячно перечисляет начисленную сумму субсидий органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Органы местного самоуправления муниципальных районов перечисляют полученную сумму субсидий органам местного самоуправления поселений.

Органы местного самоуправления поселений и городских округов в течение 5 дней после поступления средств производят выплату субсидий конкретным сельскохозяйственным товаропроизводителям и личным подсобным хозяйствам.

Заместитель прокурора Читинской области обратился в суд с заявлением о признании указанных норм недействующими.

В обоснование требований сослался на то, что на органы местного самоуправления и заготовительные организации обязанности по исполнению государственных полномочий субъекта Российской Федерации (поддержка сельскохозяйственного производства) возложены в отсутствие закона субъекта Российской Федерации о передаче им таких полномочий, что противоречит требованиям федеральных законов.

Решением суда от 12 марта 2007 года заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе администрация Читинской области просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится решение вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.

Из анализа оспариваемых прокурором норм Порядка судом установлено, что предметом их правового регулирования являются отношения по использованию средств областного бюджета на субсидирование животноводческой продукции, а оспариваемый акт решает вопросы государственной поддержки сельскохозяйственного производства.

Следовательно, полномочия по субсидированию производства животноводческой продукции - это государственные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов утверждения и исполнения бюджета, местных налогов и сборов, решения иных вопросов местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация этих полномочий подконтрольна государству.

Аналогичная норма закреплена и в пункте 6 статьи 26.3 названного выше Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статье 19 Федерального Закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Удовлетворяя заявление прокурора, суд обоснованно исходил из того, что государственные полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в виде выплат субсидий из средств областного бюджета переданы органам местного самоуправления в отсутствие закона об этом, что не отвечает требованиям федерального закона.

Довод кассационной жалобы о том, что оспоренные прокурором положения в силу пункта 1 Порядка носят рекомендательный характер, правовыми нормами не являются, а потому не могли быть проверены в порядке абстрактного нормоконтроля, проверялся судом и правомерно признан необоснованным.

Суд правильно указал на то, что оспариваемые положения Порядка допускают исполнение органами местного самоуправления Читинской области государственного полномочия в отсутствие соответствующего областного закона, что в силу вышеизложенного является основанием для их признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими.

Позиция заинтересованного лица, заключающаяся в том, что государственная поддержка сельскохозяйственного производства, получение товаропроизводителями средств областного бюджета в виде субсидий поставлены в зависимость от усмотрения органов местного самоуправления исполнять или не исполнять рекомендации оспариваемого Порядка, представляется ошибочной.

Признавая не соответствующим закону наделение хозяйствующих субъектов государственными полномочиями, суд обоснованно сослался на часть 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, запрещается наделять хозяйствующие субъекты правами органов местного самоуправления.

Решение суда в этой части не обжалуется и является правильным.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 360 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Читинского областного суда от 12 марта 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Читинской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30 мая 2007 г. N 72-Г07-4


Текст определения официально опубликован не был

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение