Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2007 г. N 86-В06-16 Поскольку закон области, определяющий условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов РФ за счет средств соответствующего бюджета, не противоречит федеральному законодательству, жалоба о признании незаконным решения об уменьшении размера пенсии за выслугу лет и взыскании недополученного размера пенсии подлежит оставлению без удовлетворения

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2007 г. N 86-В06-16


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Г.В.А. к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о признании незаконным решения об уменьшении размера пенсии за выслугу лет с 1 января 2005 года и взыскании недополученного размера пенсии, переданное для рассмотрения в порядке надзора в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по надзорной жалобе Г.В.А., на основании определения судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Г.А. от 20 марта 2007 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.Ю.Г., выслушав объяснения представителей Департамента социальной защиты населения Г.Н.В. и Щ., полагавших жалобу необоснованной,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Г.В.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения администрации Владимирской области о признании незаконным решения об уменьшении размера пенсии за выслугу лет с 1 января 2005 года, взыскании недополученной суммы пенсии, ссылаясь на то, что с 1 января 2004 года получает пенсию за выслугу лет в связи с замещением должности государственной гражданской служащей во Владимирской области. Размер начисленной и получаемой ею пенсии по состоянию на 1 мая 2004 г. составлял 10 397 руб. 30 коп. В связи со вступлением в силу Закона Владимирской области от 27 августа 2004 г. N 135-03 "О государственной гражданской службе Владимирской области" размер выплачиваемой ей пенсии был уменьшен до 3 130 руб. 96 руб., а с 1 марта 2005 г. - до 2 890 руб. 96 коп. По мнению Г.В.А., такое снижение размера пенсии за выслугу лет произведено вопреки требованиям федерального законодательства.

Ответчик иск не признал.

Решением Ленинского районного суда г. Владимира от 26 августа 2005 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 18 октября 2005 года, в удовлетворении иска Г.В.А. было отказано.

В надзорной жалобе Г.В.А. содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 31 марта 2006 года дело истребовано в Верховный Суд РФ и определением от 20 марта 2007 года передано для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Так, Законом Владимирской области от 27 августа 2004 года N 135-03 "О государственной гражданской службе Владимирской области", в частности пунктами 4 и 5 статьи 31 предусмотрено, что лицам, замещавшим государственные должности государственной службы, которым на момент принятия настоящего Закона установлены пенсии за выслугу лет и имеющим необходимый стаж не менее 15 лет, размер пенсии устанавливается в соответствии с настоящим Законом.

Пункт 4 статьи 16 указанного Закона устанавливает, что гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднего заработка гражданского служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка.

При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности государственной гражданской службы либо 2,3 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности государственной гражданской службы в порядке, установленном действующим законодательством.

Судом установлено, что на основании распоряжения Губернатора области от 1 апреля 2005 г. N 17-рк "Об установлении пенсий за выслугу лет лицам, ранее замещавшим государственные должности государственной службы в администрации области" Г.В.А., занимавшей должность, соответствующую в настоящее время должности государственной гражданской службы начальника (заведующего) отдела в составе управления администрации области, с должностным окладом 3 196 руб. 80 коп., перерасчитана пенсия за выслугу лет с 1 января 2005 года. Общая сумма пенсии за выслугу лет, а также базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", составила 75% ее среднемесячного заработка как государственного гражданского служащего. Кроме того, установлено, что стаж государственной службы Г.В.А. составляет более 15 лет.

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами, суд признал решение Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области об определении размера пенсии за выслугу лет Г.В.А. законным, принятым в соответствии с требованиями действующего законодательства Владимирской области, регулирующего вопросы обращения за пенсией, ее установления, начисления, организации выплаты и перерасчета.

Суд кассационной инстанции согласился с выводами и решением суда первой инстанции.

При этом судебными инстанциями указано, что поскольку вступившим в законную силу решением Владимирского областного суда от 14 октября 2005 года пункт 4 статьи 31 Закона Владимирской области от 27 августа 2004 г. N 135-03 "О государственной гражданской службе Владимирской области", которым руководствовался Департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области при перерасчете размера пенсии за выслугу лет Г.В.А., не был признан противоречащим федеральному законодательству, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Довод в надзорной жалобе Г.В.А. о том, что постановление Губернатора Владимирской области от 24 марта 2005 года N 167 "О мерах по организации выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы и государственные должности в администрации Владимирской области" распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года (п. 9), поэтому указанное постановление не может применяться при перерасчете ей пенсии, назначенной по ранее действовавшему законодательству, несостоятелен. Пунктом 5 названного постановления Губернатора особо оговорено по поводу принятия мер по организации перерасчета ранее установленных пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной службы в администрации Владимирской области в соответствии с Законом Владимирской области "О государственной гражданской службе Владимирской области" до 1 апреля 2005 года.

Довод о том, что при рассмотрении дела не учтено требование п. 7.6 Правил обращения за пенсией за выслугу лет лиц, замещавших должности государственной гражданской службы и государственные должности в администрации Владимирской области, ее назначения и выплаты (приложение N 1 к постановлению Губернатора Владимирской области N 167), согласно которому вопросы, не урегулированные указанными Правилами, следует разрешать в соответствии с нормами федеральных законов от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающих сохранение ранее назначенного более высокого размера пенсии, основан на неправильном толковании норм материального права.

В силу вышеприведенного пункта 4 статьи 7 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ и аналогичной нормы, содержащейся в пункте 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3, регулирование вопросов пенсионного обеспечения государственных служащих субъектов Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации отнесены к компетенции их законодателей. Законом Владимирской области от 27.08.2004 г. N 135-03 "О государственной гражданской службе Владимирской области", в частности пунктами 4 и 5 статьи 31, вопрос об установлении пенсии лицам, замещавшим государственные должности государственной службы, которым на момент принятия данного Закона установлены пенсии за выслугу лет, урегулирован. Предоставляемые за счет средств бюджета Владимирской области доплаты к пенсии при наличии у государственного служащего определенного стажа государственной службы (выслуги лет) являются дополнительным, помимо назначаемой на общих основаниях пенсии, обеспечением бывших государственных служащих Владимирской области. Указанное полномочие субъекта Российской Федерации согласуется с предусмотренным статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса РФ правом органов государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнять свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета.

Кроме того, следует учитывать, что Закон Владимирской области от 27 августа 2004 года N 135-03 "О государственной гражданской службе Владимирской области" вступил в силу с 1 января 2005 года.

В Определении Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 года N 88-О "По жалобе граждан Бирюкова Виктора Васильевича, Карпенко Александра Иосифовича и других на нарушение их конституционных прав пунктом 5 статьи 27 Закона Краснодарского края "О внесении изменений в отдельные законодательные акты и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Краснодарского края" выражена правовая позиция, согласно которой при внесении в действующее правовое регулирование изменений, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.

Как усматривается из материалов дела, данное положение администрацией Владимирской области было соблюдено.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судами первой и второй инстанций не допущено существенного нарушения норм материального или процессуального права, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены состоявшихся по настоящему делу судебных постановлений.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ленинского районного суда г. Владимира от 26 августа 2005 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 18 октября 2005 года оставить без изменения, надзорную жалобу Г.В.А. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2007 г. N 86-В06-16


Текст определения официально опубликован не был

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение