Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 33-Г07-6 Суд, отказывая в удовлетворении требований истцов, указал на то, что досрочное прекращение полномочий муниципального представительного органа влечет назначение и проведение досрочных выборов, а не дополнительных, как того просили истцы

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 33-Г07-6


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

Председательствующего Еременко Т.И.

Судей Харланова А.В., Соловьева В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Рысаковой Н.П. на решение Ленинградского областного суда от 26 января 2007 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителя Прико В.А. и Рысаковой Н.П. - Островой В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Кротова В.А., полагавшего решение суда законным, Судебная коллегия установила:

Прико В.А. и Рысакова Н.П. обратились в Ленинградский областной суд с заявлениями о назначении дополнительных выборов депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволжского муниципального района Ленинградской области по одномандатным округам NN 124, 125, 128, 129, 130, 132 на основании ч. 5 ст. 3 N 138-Ф3 "Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".

В обоснование заявлений указали, что в результате выборов 9 октября 2005 г. был избран Совет депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" в составе 12 депутатов.

23 июня 2006 г. шесть депутатов направили в прокуратуру Ленинградской области, в Территориальную избирательную комиссию заявления о сложении полномочий. На заседании Совета депутатов 5 июля 2006 г. указанные шесть депутатов подали заявления о сложении полномочий, пять из них присутствовали на заседании.

Решением Ленинградского областного суда от 6 сентября 2006 г. Совет депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволжского муниципального района по заявлению прокурора признан неправомочным, полномочия его прекращены. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13 декабря 2006 г. решение Ленинградского областного суда в части прекращения полномочий Совета отменено, производство по делу в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

По мнению заявителей с 23 июня 2006 г. Территориальной избирательной комиссии и прокуратуре Ленинградской области известно о сложении полномочий шестью депутатами, вследствие чего Совет депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" стал неправомочным (ч. 1 ст. 35 131-ФЗ).

Ссылаясь на ч. 8 ст. 71 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ", заявители считают, что уполномоченные органы (так как Совет неправомочен) должны были назначить дополнительные выборы на октябрь 2006 г. Однако дополнительные выборы не назначены и на март 2007 г.

Отсутствие полномочного представительного органа муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение", по мнению заявителей, нарушает их права на местное самоуправление как жителей данного поселения, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Прико В.А. была кандидатом по 132 избирательному одномандатному округу, проживает в округе 129, где депутат сложил свои полномочия.

Рысакова Н.П. является депутатом МО "Новодевяткинское сельское поселение" по 131 избирательному округу.

Представитель заявителя Прико В.А. - Острова В.В. в заявлении указала, что в данном случае надлежит назначить дополнительные выборы по основаниям п. 11 ч. 1 ст. 1 Федерального закона 138-ФЗ, порядок проведения выборов надлежит определять в соответствии с приложенным к Федеральному закону Временным положением, обеспечение выборов должно быть возложено на Правительство Ленинградской области.

В судебном заседании представитель Прико В.А. и Рысаковой Н.П. - Острова В.В. просила удовлетворить заявленные требования о назначении дополнительных выборов по избирательным округам NN 124, 125, 128, 129, 130, 132 по тем основаниям, которые изложены в заявлениях; считают, что для проведения дополнительных выборов судом должна быть назначена Временная избирательная комиссия, полагают, что не имеется оснований для проведения досрочных выборов.

В судебном заседании представитель Рысаковой Н.П. - Потапенко Т.М. просила удовлетворить заявленные требования; считает, что полномочия Совета не прекращены, также как не прекращены полномочия оставшихся 6 депутатов. Процедура прекращения полномочий представительного органа не завершена применительно к ст.ст. 72, 73 Федерального закона 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". В такой ситуации должны быть назначены дополнительные выборы согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона 67-ФЗ, назначение досрочных выборов неправомерно.

Действия избирательной комиссии по назначению досрочных выборов незаконны.

Решением Ленинградского областного суда от 26 января 2007г. в удовлетворении заявлений Прико В.А. и Рысаковой Н.П. отказано.

В кассационной жалобе Рысаковой Н.П. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона 138-ФЗ от 26.11.1996 г. предусмотрено, что в случаях нарушений конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 настоящего федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Решение суда о назначении выборов принимается в случаях, изложенных в пункте 6 ст. 3 Федерального закона 138-ФЗ от 26.11.96 г. В решении должны быть разрешены вопросы, перечисленные в п. 9 ст. 3 названного Федерального закона.

В Федеральном законе 138-ФЗ от 26.11.1996 г. отсутствует указание о возможности применения его положений при неназначении в установленные законом сроки именно дополнительных выборов (п. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3).

Согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 г. N 93-Ф3, от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002 г. в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов (указанных в п. 3 настоящей статьи), влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 5 областного закона 113-оз от 13.10.2006 г. "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области".

Из положений ст. 10 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002г. и ст. 5 областного закона 113-оз от 13.10.2006 г. следует, что выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования. В случае, если представительный орган не назначит выборы в установленные законом сроки, а также в случае отсутствия представительного органа, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования.

Согласно пункту 2 части 16 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В части 17 ст. 35 названного Федерального закона оговорено, что досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В соответствии с же с ч. 18 ст. 35 данного Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом.

Как видно из материалов дела и установлено судом, в результате состоявшихся 9 октября 2005 г. выборов было избрано 12 депутатов Совета депутатов муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение".

Решением Всеволжского городского суда Ленинградской области от 08.06.2006 г., оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Ленинградского областного суда от 07.09.2006 г., удовлетворено заявление Прико В.А. о признании недействительными итогов выборов в Совет депутатов "Новодевяткинское сельское поселение" по избирательному округу N 132 и об отмене решения Территориальной избирательной комиссии Всеволжского муниципального района об утверждении итогов выборов по данному избирательному округу.

23 июня 2006 г. шесть депутатов направили в прокуратуру Ленинградской области, в Территориальную избирательную комиссию Всеволжского муниципального района заявления о сложении полномочий.

5 июля 2006 г. на заседании Совета депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" названные шесть депутатов подали заявление о сложении полномочий в Совет депутатов (пять из них присутствовало на заседании Совета).

Согласно протокола заседания Совета депутатов Новодевяткинского сельского поселения от 05.07.2006 г. на данном заседании принято решение о принятии заявлений о сложении депутатских полномочий 6 депутатами.

Решением N 7 от 05.07.2006 г. Совета депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" прекращены полномочия 4 депутатов: Золотарева В.М., Кузенковой О.А., Соломатовой Г.В., Алексеева Н.С.

Решением Ленинградского областного суда от 6 сентября 2006 г. удовлетворено заявление заместителя прокурора Ленинградской области и признан неправомочным состав представительного органа - Совета депутатов муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволжского муниципального района и прекращены его полномочия.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.12.2006 г. решение Ленинградского областного суда от 6 сентября 2006 г. в части прекращения полномочий представительного органа - Совета депутатов муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволжского муниципального района Ленинградской области отменено, производство по делу в этой части прекращено.

В остальной части решение Ленинградского областного суда от 6 сентября 2006 г. оставлено без изменения, кассационные жалобы без удовлетворения.

Таким образом решение Ленинградского областного суда от 6 сентября 2006 г. в части признания неправомочным состава представительного органа - Совета депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволжского муниципального образования Ленинградской области вступило в законную силу 13 декабря 2006 г.

Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области N 72/562 от 17.01.2007 г. полномочия муниципальной избирательной комиссии Новодевяткинского сельского поселения Всеволжского муниципального района возложены на Территориальную избирательную комиссию Всеволжского муниципального района.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Всеволжского муниципального района от 17 января 2007 г. N 3130 принято решение о проведении досрочных выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" в установленные федеральным законодательством сроки, днем голосования определено 10 июня 2007 г.

Постановления названных избирательных комиссий опубликованы в газете "Всеволжские вести" за 24 января 2007 г. N 05(1241).

В соответствии с решением Ленинградского областного суда от 6 сентября 2006 г. по гражданскому делу 3-140/2006 г. состав представительного органа - Совета депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" был признан неправомочным вследствие бездействия Совета депутатов и в связи со сложением депутатами своих полномочий и на основании пункта 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. Решение суда вступило в законную силу.

Согласно ч. 8 ст. 71 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002 г. в соответствии с указанной нормой могут быть назначены дополнительные выборы в строго определенных ситуациях: при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу или в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган муниципального образования остался в неправомочном составе (менее 2/3 согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г.).

В данному же случае, как правильно указал суд, произошло не только сложение депутатских полномочий, но и вынесено решение суда о признании неправомочным состава представительного органа как в связи с бездействием Совета, так и вследствие сложения депутатских полномочий.

Однако ч. 8 ст. 71 Федерального закона 67-ФЗ от 12.06.2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" не предусматривает возможности проведения дополнительных выборов в таких случаях.

Более того, правовые последствия вынесения судом решения в порядке п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (при вступлении его в законную силу), как обоснованно указал суд, определены непосредственно в п. 17 и п. 18 этой же нормы Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. К таким правовым последствиям относятся не только досрочное прекращение полномочий всего представительного органа (в данном случае, Совета депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение"), но и назначение и проведение досрочных выборов (а не назначение и проведение дополнительных выборов).

С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявлений Прико В.А. и Рысаковой Н.П. о назначении именно дополнительных выборов по делу, как обоснованно указал суд, не имеется.

Является правильным вывод суда и о том, что с учетом конкретных установленных судом обстоятельств не имеется оснований полагать, что неназначением дополнительных выборов в состав Совета депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение" допущено нарушение избирательных прав заявителей и прав на осуществление местного самоуправления.

Довод о том, что при рассмотрении настоящих заявлений надлежит применять положения ст. 73 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г., правильно признан несостоятельным, так как данная норма предусматривает правовые последствия для представительного органа при принятии последним незаконного нормативного правового акта, что установлено решением суда, а названное решение суда не исполнено в течение определенного периода времени.

Данная правовая норма не устанавливает ответственность представительного органа в случае вынесения решения суда в порядке п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003г. Последствия вынесения решения суда в порядке п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. специально оговорены в пп. 17, 18 ст. 35 данного Федерального закона.

Иные доводы заявителей и их представителей, как обоснованно указал суд, не имеют правового значения для разрешения требований о назначении и проведении дополнительных выборов.

При рассмотрении дела суд учел также и то, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Всеволжского муниципального района (на которую возложены полномочия муниципальной избирательной комиссии Новодевяткинское сельское поселение) разрешен вопрос о проведении досрочных выборов в Совет депутатов МО "Новодевяткинское сельское поселение".

Вывод суда мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований считать его неправильным у Судебной коллегии не имеется.

Довод кассационной жалобы о том, что полномочия представительного органа местного самоуправления не были прекращены основан на неверном толковании норм материального права.

Не допущено судом и других нарушений норм материального и процессуального права, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, и которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела.

Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 366 ГПК РФ Судебная коллегия определила:

решение Ленинградского областного суда от 26 января 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Рысаковой Н.П. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 апреля 2007 г. N 33-Г07-6


Текст определения официально опубликован не был

Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение