Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 71-Г07-11 Об отказе в признании частично недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области от 15 ноября 2006 г. N 76 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 71-Г07-11


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ш. о признании недействующим пункта 1 статьи 1 Закона Калининградской области N 76 от 15 ноября 2006 года "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" в части изменений подпунктов 1, 2, 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области N 473 от 16 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" по кассационной жалобе Ш. на решение Калининградского областного суда от 22 марта 2007 года, которым заявление оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П.В.Н., объяснения Ш., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Калининградской областной Думы П.А.В., Губернатора Калининградской области С., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ш. обратился в Калининградский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Калининградской области N 76 от 15 ноября 2006 года в части изменений подпунктов 1, 2, 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области N 473 от 16 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области".

В обоснование заявления ссылался на то, что оспариваемый закон не соответствует Конституции Российской Федерации, статье 268 Гражданского кодекса Российской Федерации и нарушает его права, так как размер установленной данным законом ежемесячной денежной компенсации в 1200 руб. не покрывает установленные ранее в натуральной форме льготы.

Кроме того, по мнению Ш., он лишен права выбора между натуральными льготами и ежемесячной денежной выплатой, который ему гарантирован федеральным законодательством. Не согласен заявитель с финансово-экономическим обоснованием принятого Закона и методикой расчета ежемесячной денежной выплаты.

Судом вынесено приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Ш. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения по следующим основаниям.

Согласно подпункту "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", в соответствии со статьей 22 которого (в редакции Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года меры социальной поддержки, устанавливаемые ветеранам труда законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что социальная поддержка ветеранов труда относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 4 Закона Калининградской области N 473 от 16 декабря 2004 года (в редакции Законов Калининградской области N 576 от 23 апреля 2005 года; N 599 от 16 июня 2005 года; N 641 от 26 сентября 2005 года; N 696 от 29 ноября 2005 года; N 725 от 7 февраля 2006 года; N 28 от 30 июня 2006 года) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", вступившего в силу с 1 января 2005 года, лицам, признанным в установленном порядке ветеранами труда до 1 июля 2006 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставлялись следующие меры социальной поддержки:

1) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством Калининградской области. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилого фонда;

2) оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); ветеранам труда, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для его доставки. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда;

3) бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и междугородных маршрутов (внутрирайонных, внутриобластных);

4) оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

5) пользование поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в областных учреждениях здравоохранения;

6) ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей.

15 ноября 2006 года Калининградской областной Думой был принят вступивший в силу с 1 января 2007 года Закон Калининградской области N 76 "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", которым подпункты 1, 2, 3, 4 пункта 1 были признаны утратившими силу, а подпункт 6 пункта 1 изложен в следующей редакции: "взамен предоставлявшихся в натуральном виде отдельных мер социальной поддержки ежемесячная денежная выплата в размере 1200 рублей.".

Отказывая в удовлетворении заявленных Ш. требований, суд правильно исходил из того, что с вступлением в силу Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года меняется принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся и ветераны труда.

При этом новая система предоставления мер социальной поддержки основана на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты.

Согласно статье 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

При этом методика исчисления размера денежной выплаты взамен ранее предоставлявшихся льгот федеральным законодательством не установлена, в связи с чем субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить данную методику и установить в соответствии с ней размер денежной компенсации. Не установлены федеральным законодателем в отношении субъектов Российской Федерации и нормы о необходимости предоставления последними конкретных видов льгот и размерах денежных компенсаций соответствующим категориям граждан.

Как усматривается из материалов дела, суд проверил динамику финансирования расходов на реализацию Федерального закона "О ветеранах", согласно которой в Калининградской области наблюдается увеличение расходов на предоставление данной категории граждан мер социальной поддержки (с 2004 по 2007 годы).

Кроме того, лица, признанные в установленном порядке ветеранами труда до 1 июля 2006 года, после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, в Калининградской области по-прежнему могут пользоваться поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств областного бюджета или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; сохранилось и бесплатное оказание медицинской помощи в областных учреждениях здравоохранения.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Закон Калининградской области N 76 от 15 ноября 2006 года "О внесении изменений в Закон Калининградской области "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области" в части изменений подпунктов 1, 2, 3, 4 и 6 пункта 1 статьи 4 Закона Калининградской области N 473 от 16 декабря 2004 года "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Калининградской области", не ухудшает условий предоставления соответствующих льгот ветеранам труда и не противоречит положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года.

При этом суд правильно указал, что проверка оспариваемого Закона на соответствие Конституции Российской Федерации относится не к компетенции Калининградского областного суда, а к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

Ссылка заявителя на статью 268 Гражданского кодекса Российской Федерации не может повлиять на правильность принятого судом решения, поскольку данная статья не имеет отношения к рассматриваемым правоотношениям.

Доводы кассационной жалобы, направленные к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить поводом к отмене решения суда.

Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Калининградского областного суда от 22 марта 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ш. - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2007 г. N 71-Г07-11


Текст определения официально опубликован не был

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.