Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18 О признании частично недействующими абзацев 3 и 4 пункта 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утв. приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 г. N 200

Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 19 июня 2007 г. N КАС07-270 настоящее решение оставлено без изменения


Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.Г.А., поданному в интересах Г.К.В., о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 109, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, установила:

К.Г.А., действующий по доверенности в интересах Г.К.В., обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 109, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, поскольку они, по его мнению, нарушают права военнослужащих на получение ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.

При этом в заявлении К.Г.А. указал, что согласно п. 108 Порядка надбавка различным составам военнослужащих установлена исходя из воинских званий и места прохождения военной службы, а не исходя из реальных условий службы и сложности выполняемых задач. Данное обстоятельство, по мнению представителя заявителя, противоречит п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ

Одновременно К.Г.А. выражает несогласие с самими размерами надбавки, приведенными в таблице п. 108 Порядка, а также с увеличением в п. 110 Порядка размера надбавки военнослужащим, проходящим военную службу в городах Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

Как утверждает К.Г.А., указанные размеры установлены несправедливо, поскольку объем вознаграждения за труд не ставится в зависимость от его результатов, и носят дискриминационный характер по отношению к военнослужащим проходящим службу в иных регионах и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

Также К.Г.А. полагает, что перечисленными им пунктами Порядка создана реальная возможность для снижения (лишения) ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в зависимости от усмотрения соответствующих командиров (начальников), что ухудшает положение его доверителя по сравнению с ранее действующими нормативными правовыми актами. Кроме того, Министр обороны Российской Федерации не вправе устанавливать основания, позволяющие не обеспечивать военнослужащих положенным им денежным довольствием.

Таким образом, поскольку оспариваемые пункты Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, по мнению К.Г.А., устанавливают несправедливый размер надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, позволяют необоснованно снижать ее объем, а также лишать данной выплаты военнослужащих, то они нарушают конституционные права Г.К.В. и противоречат действующему законодательству.

Заявитель и его представитель, своевременно извещенные о времени и месте судебного разбирательства, не прибыли.

Представители Министра обороны Российской Федерации полковники К.О.Л., Г.В.В. требования Г.К.В. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что данный нормативный правовой акт издан Министром обороны РФ в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.

Оспариваемые пункты Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, не могут нарушать прав военнослужащих, поскольку размеры надбавки установлены в строгом соответствии с положениями, содержащимися в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановлении Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, определяющими, что надбавка устанавливается дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы.

В приведенных нормах имеется только верхняя граница выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы и отсутствуют конкретные размеры надбавки, а равно пределы, менее которых надбавка выплачиваться не может. Право определения этих размеров и порядка выплаты делегировано Министру обороны Российской Федерации.

На основании изложенного, устанавливая конкретные размеры надбавки различным категориям военнослужащих, а также порядок выплаты этой надбавки, заключающийся в возможности изменения этих размеров по решению соответствующего командира (начальника) при изменении условий военной службы, привлечении военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности (то есть по основаниям субъективно зависящих от самих военнослужащих) Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации полковников К.О.Л. и Г.В.В., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.В.И., полагавшего необходимым признать абзац 3 п. 109 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, незаконным и недействующим в части слов "привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности", абзац 4 п. 109 Порядка, незаконным и недействующим в части слова "(лишении)", а в удовлетворении требований о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 110 Порядка отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

На основании ст. 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и в связи с необходимостью компенсации утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме, пункт 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ был изложен в новой редакции, вступившей в силу с 1 января 2005 года.

Согласно указанной редакции пункта 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, дифференцированно, в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, выплачивается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размерах и порядке, определяемых Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), до 120 процентов оклада по воинской должности.

Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания и прохождения военной службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения военнослужащих в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму.

Основываясь на нормах закона, Правительство Российской Федерации 31 января 2005 года приняло Постановление N 47, которым установило, что для возмещения фактических затрат по проезду на всех видах общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (за исключением такси), уплате земельного налога и налогов на имущество физических лиц военнослужащим, проходящим службу (военную службу по контракту) в городах Москве и Санкт-Петербурге, в Московской и Ленинградской областях, производится выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы (военной службы) в увеличенных размерах.

При этом Правительство РФ в своем Постановлении установило только предельные повышенные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы для перечисленных категорий военнослужащих и предоставило соответствующим руководителям федеральных органов исполнительной власти право самим определять порядок выплаты указанной ежемесячной надбавки и ее конкретный размер.

Таким образом, исходя из приведенных нормативных правовых норм, на законодательном уровне четко определено, что выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы производится в зависимости от состава военнослужащих и местности прохождения ими военной службы.

Местность прохождения военной службы привязывается к административно-территориальному делению.

Составы военнослужащих установлены в ст. 46 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.

Кроме того, исходя из преамбулы и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также из абзаца 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ одной из целей производства ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы явилась компенсация утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме.

Одновременно Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 определяют только предельные размеры надбавки и делегируют полномочия по установлению порядка ее выплаты и конкретного размера с учетом перечисленных двух оснований Министерству обороны Российской Федерации.

Во исполнение возложенного на него полномочия Министр обороны Российской Федерации 30 июня 2006 года издал приказ N 200, которым утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Пунктом 108 этого Порядка определены конкретные размеры ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не допускающие двоякого толкования.

При этом сами размеры надбавки установлены исходя из составов военнослужащих согласно штатному воинскому званию по занимаемой воинской должности и места прохождения военной службы, что согласуется как с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, так и со ст. 46 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ.

Пункт 110 Порядка фактически дублирует содержание Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, предусматривает возможность выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в увеличенных размерах, и устанавливает порядок выплаты надбавки в увеличенном размере.

Конкретные размеры повышенной надбавки также ставятся в зависимость от состава военнослужащих, местности прохождения военной службы и имеют целью компенсацию утраченных льгот и гарантий, ранее предоставлявшихся военнослужащим в натуральной форме. То есть п. 110 Порядка, как и п. 108 полностью основан на положениях федерального законодательства.

Таким образом, определяя в п.п. 108, 110 Порядка конкретные размеры выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы различным категориям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, Министр обороны Российской Федерации руководствовался федеральным законодательством, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и прав указанных лиц не нарушил.

При таких обстоятельствах требование Г.К.В. о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 110 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N200, удовлетворению не подлежит.

В оспариваемом Г.К.В. пункте 109 Порядка установлены правила производства выплаты ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы отдельно взятому военнослужащему.

Абзацы 1 и 2 этого пункта содержат механизм реализации права военнослужащего на получение данной надбавки, заключающийся в перечислении определенных действий должностных лиц по делопроизводству, необходимых для официального оформления и закрепления указанного субъективного права в виде распоряжения, носящего административный характер.

При этом данные абзацы сами по себе не устанавливают каких-либо дополнительных оснований определения размера надбавки, носят организационный характер и направлены исключительно на обеспечение воинскими должностными лицами реализации права военнослужащего.

Указанное полностью согласуется с положениями п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, в силу которого реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих не только возлагается на органы государственной власти, но и является обязанностью командиров (начальников).

Абзацы 3 и 4 пункта 109 Порядка кроме механизма действий командования одновременно устанавливают положения, позволяющие воинским должностным лицам влиять на размер ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы, выплачиваемой тому или иному военнослужащему.

Так в абзаце 3 командир наделяется правом изменения размера надбавки военнослужащим при изменении условий военной службы, привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности. В абзаце 4 предусматривается возможность лишения военнослужащих этой надбавки.

Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47 Министерству обороны Российской Федерации предоставлено право определять только конкретные размеры надбавки исходя из состава военнослужащих и местности прохождения военной службы, а также порядок ее выплаты.

Таким образом, устанавливая в п. 108 Порядка конкретный размер надбавки различным категориям военнослужащих в зависимости от их состава и местности прохождения военной службы, а в абзаце 3 п. 109 возможность его изменения при изменении условий военной службы (что возможно при изменении состава военнослужащего либо местности прохождения военной службы), Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий.

Вместе с тем, условия о возможном изменении размера надбавки в случае привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности входят в противоречие с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 31 января 2005 года N 47, поскольку по сравнению с Федеральным законом вводят дополнительные ограничения для выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы.

Также, исходя из выявленного законодательного смысла надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы правом на ее получение обладают военнослужащие, в связи с отменой ряда льгот, ранее предоставлявшихся в натуральном выражении.

Поэтому возможность лишения их этой выплаты полностью недопустима и противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам, а также преамбуле и ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

При таких обстоятельствах абзацы 3 и 4 п. 109 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, вступили в противоречие с действующим законодательством и требуют судебного пресечения.

Поскольку суд пришел к выводам о необходимости частичного удовлетворения заявления К.Г.А., поданного в интересах Г.К.В., то на основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ понесенные заявителем судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины подлежат возмещению пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 30 (Тридцать) рублей 00 копеек.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 194-199, 251-253 ГПК РФ, решила:

заявление К.Г.А., поданное в интересах Г.К.В. удовлетворить частично.

Признать абзац 3 п. 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, в части слов "привлечении их к дисциплинарной ответственности, снижении результатов служебной деятельности" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Признать абзац 4 п. 109 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, в части слова "(лишении)" недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Г.К.В. понесенные им судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 30 (Тридцать) рублей 00 копеек.

В удовлетворении требований о признании противоречащими закону и недействующими п.п. 108, 110 Порядка, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, - отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.


Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ВКПИ07-18


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного суда РФ от 19 июня 2007 г. N КАС07-270 настоящее решение оставлено без изменения


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.