Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N 83-Г07-4 О признании недействующим постановления администрации Брянской области N 392 от 28 августа 2003 г. "Об утверждении Правил любительского и спортивного рыболовства, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в водных объектах Брянской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N 83-Г07-4


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Брянской области о признании противоречащим закону постановления Администрации Брянской области от 28 августа 2003 г. N 392 об утверждении Правил любительского и спортивного рыболовства, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в водных объектах Брянской области по кассационной жалобе Администрации Брянской области на решение Брянского областного суда от 25 апреля 2007 г., которым постановлено:

"Заявление прокурора Брянской области удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление администрации Брянской области N 392 от 28.08.2003 г. "Об утверждении Правил любительского и спортивного рыболовства, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания в водных объектах Брянской области" со дня вступления настоящего решения суда в законную силу".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ М.Г.В., объяснения представителя Администрации Брянской области З.К.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы и представителя Минсельхоза РФ Н., считавшего решение суда правильным, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры РФ З.Э.С., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия установила:

прокурор Брянской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, мотивируя это тем, что при издании оспариваемого правового акта Брянская областная администрация вышла за пределы предоставленных ей полномочий, что нарушает право Российской Федерации принимать по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации нормативные правовые акты, обязательные для исполнения субъектами Российской Федерации (п. "а" ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). В частности, сослался на ст.ст. 3, 10, 16 ФЗ от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"; п. 5.2.1 Положения о Минсельхозе РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 июня 2004 г. N 315; п. 1 постановления Правительства РФ от 20 мая 2005 г. N 317 "О возложении на федеральные органы исполнительной власти осуществления некоторых функций в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов", предусматривающих, что законодательство в рассматриваемой сфере состоит из названного федерального закона и законов субъектов РФ и при этом органы исполнительной власти последних могут издавать нормативные правовые акты в пределах своей компетенции. Водные биоресурсы находятся в федеральной собственности; рыболовство осуществляется в соответствие с правилами; типовые правила и правила для каждого ры-бохозяйственного бассейна утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование; принятие таких нормативных правовых актов является компетенцией Минсельхоза РФ.

По делу постановлено проведенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрации Брянской области указывается о несогласии с решением суда, ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение. В жалобе отмечается, что оспариваемые правила были приняты в 2003 г. в соответствии с действующим на то время законодательством. Согласно ст. 76 Конституции РФ у субъектов РФ есть право осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения и отсутствие соответствующего федерального закона не препятствует субъекту РФ принять собственный нормативный акт. В настоящее время Минсельхозом РФ не утверждены правила рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна, а следовательно, оспариваемое постановление может действовать в части, не противоречащей законодательству РФ, чего судом исследовано не было. Отмена указанных правил ведет к образованию правового вакуума.

Проверив материала дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

При вынесении решения по делу суд исходил из признания того, что требование прокурора соответствует положениям действующего законодательства при его правильном толковании. Сославшись как на приведенные в заявлении прокурора нормы права, так и на ст.ст. 65, 65.1. Водного кодекса РФ 1995 г. (утратил силу, аналогия ст.ст. 24, 25 Водного кодекса РФ 2006 г.), суд признал, что принятие оспариваемых правил не относится к компетенции исполнительного органа власти субъекта РФ.

Такой вывод суда является правильным, поскольку компетенция соответствующего федерального органа исполнительной власти по утверждению указанных правил непосредственно определена федеральным законом, в связи с чем доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием считать решение суда ошибочным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия определила:

решение Брянского областного суда от 25 апреля 2007 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации Брянской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 июля 2007 г. N 83-Г07-4


Текст определения размещен на сайте Верховного Суда РФ в Internet (http://www.supcourt.ru)

Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.