Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2007 г. N 2562/07 Решения судов нижестоящих инстанций в части доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов подлежит отмене, поскольку сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов взимается не за оформление и выдачу разрешения на их добычу, а за пользование соответствующими ресурсами

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2007 г. N 2562/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;

членов Президиума: Андреевой Т.К., Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Сарбаша С.В., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Рыболовецкий колхоз "Моряк-Рыболов" о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 20.06.2006, постановления суда апелляционной инстанции от 21.08.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19153/2005/20-615/1 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.11.2006 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от открытого акционерного общества "Рыболовецкий колхоз "Моряк-Рыболов" - Болдырева А.А., Борисенко М.В., Ивашина О.А.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю - Будыка И.Н., Гонохов А.С., Селиванова Т.В., Челпанов А.В.

Заслушав и обсудив доклад судьи Вышняк Н.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю (далее - инспекция) в 2005 году провела выездную налоговую проверку открытого акционерного общества "Рыболовецкий колхоз "Моряк-Рыболов" (далее - общество) по вопросам соблюдения законодательства о налогах за 2002, 2003 годы и 9 месяцев 2004 года. По результатам проверки составлен акт от 14.06.2005 и принято решение от 29.07.2006 N 24, которым доначислены в том числе 1274625 рублей 51 копейка сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов за 2004 год.

Общество обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании указанного решения инспекции недействительным.

Решением суда первой инстанции от 20.06.2006 в признании недействительным акта налогового органа в части сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов обществу отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.08.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 15.11.2006 названные судебные акты оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить в части доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов и признать в этой части решение инспекции недействительным.

В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как принятые в соответствии с обстоятельствами дела и законодательством.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление общества подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральное государственное учреждение "Приморрыбвод" выдало обществу разрешения на осуществление рыбного промысла от 16.01.2004 N 36-2004еж, от 16.01.2004 N 38-2004-Р, от 19.02.2004 N 153-2004-Р, от 19.03.2004 N 26-2004-Р, от 31.03.2004 N 258-2004-Р, от 23.04.2004 N 298-2004-Р, от 20.05.2004 N 16-2004еж, от 29.07.2004 N 36-2004еж, от 06.09.2004 N 467-2004-Р сроком действия до 31.12.2004.

В период с марта по сентябрь 2004 года перечисленные разрешения тем же органом были аннулированы с выдачей новых разрешений с иными реквизитами. В связи с этим общество представило в инспекцию уточненные сведения о разрешениях и сумме сбора, в соответствии с которыми сумма платежей по аннулированным разрешениям уменьшилась на 1274625 рублей 51 копейку.

Инспекция приняла уточненные сведения. Однако при проведении выездной налоговой проверки признала, что аннулирование разрешений не могло повлиять на сумму сбора по этим разрешениям. По мнению инспекции, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов как по новым, так и по аннулированным лицензиям подлежал уплате полностью. Поэтому инспекция вынесла решение о доначислении указанной суммы.

Обосновывая свое решение, инспекция исходила из того, что уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов обусловлена самим фактом выдачи лицензий (разрешений) на определенные объемы добычи (вылова) названных в них объектов без учета условий использования прав, предоставленных этими лицензиями (разрешениями). Возможность корректировки суммы сбора за пользование такими объектами законодательством не предусмотрена. Сбор подлежит уплате по каждой лицензии (разрешению) вне зависимости от последующих ее изменений.

Суды всех инстанций согласились с данной позицией. Однако ими не учтено следующее.

Согласно статье 333.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами обложения сборами признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с перечнем, установленным пунктами 4 и 5 статьи 333.3 Кодекса, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 333.4 Кодекса предусмотрено, что сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов, указанного в пунктах 4-7 статьи 333.3 Кодекса, как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов.

Анализ положений главы 25.1 Кодекса позволяет сделать вывод о том, что сбор, по поводу которого возник спор, взимается не за оформление и выдачу разрешения на добычу (вылов) объектов водных биологических ресурсов, а за пользование такими ресурсами.

По смыслу статей 333.3, 333.4, 333.5 Кодекса в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении).

При аннулировании лицензии (разрешения) уполномоченным органом в установленном порядке до истечения срока ее действия прекращается право пользования объектами водных биологических ресурсов в соответствующих объемах. Следовательно, за тот объем объектов, право на добычу (вылов) которых прекращено, сбор не подлежит взысканию.

По данному делу аннулирование ранее выданных разрешений произведено полномочным органом до истечения срока их действия. Следовательно, общество имело право на корректировку подлежащего уплате в 2004 году сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов по аннулированным разрешениям. По вновь выданным разрешениям общество уплатило соответствующие сборы.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение суда первой инстанции от 20.06.2006, постановление суда апелляционной инстанции от 21.08.2006 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-19153/2005/20-615/1 и постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.11.2006 по тому же делу в части доначисления сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов отменить.

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Приморскому краю от 29.07.2006 N 24 в части доначисления 1274625 рублей 51 копейки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов недействительным.

В остальной части названные судебные акты оставить без изменения.


Председательствующий 

А.А. Иванов

Президиум ВАС РФ признал правомерными действия общества, которое произвело корректировку суммы сбора за пользование объектами водных биоресурсов, и отменил состоявшиеся судебные акты в части доначисления сбора за пользование указанными объектами. Как следует из материалов дела, выданные обществу разрешения на рыбный промысел были аннулированы до истечения срока их действия с выдачей новых разрешений, что послужило поводом для пересмотра суммы соответствующего сбора по аннулированным разрешениям в сторону уменьшения.

Исходя из положений Главы 25.1 Налогового кодекса РФ, Президиум пришел к выводу, что сбор, по поводу которого возник спор, взимается не за оформление и выдачу разрешений на добычу (вылов) объектов водных биоресурсов, а за пользование такими ресурсами. По смыслу ст. 333.3, 333.4, 333.5 НК РФ в их взаимосвязи сумма сбора за пользование объектами водных биоресурсов исчисляется исходя из объема таких ресурсов, указанного в лицензии (разрешении). При аннулировании лицензии (разрешения) уполномоченным органом в установленном порядке до истечения срока ее действия прекращается право пользования объектами водных биоресурсов в соответствующих объемах. Следовательно, за тот объем объектов, право на добычу (вылов) которых прекращено, сбор не подлежал взысканию.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 сентября 2007 г. N 2562/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 11


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.