Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 11-Г06-21 Закон субъекта РФ признан не противоречащим федеральному законодательству, поскольку он вводит на территории субъекта ограничения игорной деятельности и требования к местам размещения объектов игорного бизнеса, но не содержит указаний о создании игорных зон

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 11-Г06-21


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационным жалобам обществ с ограниченной ответственностью "Игра", "Азарт" и "Альтаир" на решение Верховного суда Республики Татарстан от 1 сентября 2006 года, которым в удовлетворении их заявлений о признании противоречащим федеральному закону и недействующим Закона Республики Татарстан от 5 апреля 2006 года N 25-ЗРТ "О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан" отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., объяснения представителя ООО "Игра" и "Альтаир" Г., представителя ООО "Игра" Н., поддержавших доводы кассационных жалоб, возражения против жалоб представителей Государственного Совета Республики Татарстан Я. и К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С., полагавшей, что решение суда должно быть оставлено без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

общества с ограниченной ответственностью "Игра", "Азарт" и "Альтаир" обратились в суд с заявлениями о признании недействующим Закона Республики Татарстан "О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан" от 5 апреля 2006 г. N 25-ЗРТ .

В обоснование требований указали, что разрешением в оспариваемом Законе размещения объектов игорного бизнеса лишь на территории муниципальных образований г. Казань и поселок городского типа "Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района в специально отведенном месте, определяемом соответствующим органом местного самоуправления, ограничивается самостоятельность обществ, нарушаются их экономические интересы.

Ссылались на то, что права и свободы человека и гражданина, включая право на осуществление предпринимательской деятельности, могут быть ограничены только федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Считали, что оспариваемый Закон расширяет установленный федеральным законодательством перечень ограничений в размещении игорных заведений, дополняя его запретом на размещение игорных заведений в иных местах, кроме территорий указанных выше муниципальных образований.

В связи с этим полагали, что субъект Российской Федерации, устанавливая дополнительные ограничения по размещению объектов игорного бизнеса, вторгся в сферу отнесенного к ведению Российской Федерации правового регулирования.

Решением суда от 1 сентября 2006 года в удовлетворении заявлений ООО "Игра", "Азарт" и "Альтаир" отказано.

В кассационных жалобах заявители просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" перечень работ и услуг при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игровых столов и иного игрового оборудования, в помещениях казино (деятельности казино), деятельности по организации и проведению азартных игр и (или) пари, в том числе с использованием игрового оборудования (кроме игровых столов), устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2002 года N 525 утверждено Положение "О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений", подпунктом "б" пункта 4 которого установлены лицензионные требования и условия размещения объектов данного вида деятельности. В частности, тотализаторы и игорные заведения не могут быть размещены в жилых помещениях, в зданиях действующих образовательных и медицинских учреждений, а также в зданиях и помещениях организаций, осуществляющих культовую и иную религиозную деятельность.

Как видно из материалов дела, 5 апреля 2006 года Государственным Советом Республики Татарстан принят Закон Республики Татарстан "О размещении игорных заведений на территории Республики Татарстан".

В соответствии с его статьей 2 игорные заведения в Республике Татарстан размещаются на территории муниципального образования г. Казань и территории муниципального образования "поселок городского типа Камские Поляны" Нижнекамского муниципального района в специально отведенном месте, определяемом соответствующим органом местного самоуправления.

Тем самым оспариваемый Закон расширил перечень ограничений для размещения объектов игорного бизнеса, приведенного выше Положения о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, по существу запретив осуществление этой деятельности лицами, имеющими федеральную лицензию, в местах, не запрещенных федеральным законодательством.

В обоснование своих требований заявители правомерно ссылались на то, что конституционные гарантии единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности могут быть ограничены только федеральным законом.

29 декабря 2006 года принят Федеральный закон N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", пунктом 8 статьи 16 которого предусмотрено, что принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона решения о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений), об установлении ограничений этой деятельности на территории субъекта Российской Федерации (за исключением игорных зон) сохраняют свое действие.

В этой связи решение суда об отказе заявителям в признании недействующим Закона Республики Татарстан, установившего ограничения игорной деятельности на территории республики, не может быть отменено.

Доводы представителей обществ о противоречии оспариваемого Закона, установившего игорные зоны, и этому Федеральному закону являются необоснованными. Указаний о создании игорных зон Закон Республики Татарстан не содержит, а изложенные в нем требования к местам размещения объектов игорного бизнеса должны рассматриваться как введение на территории республики ограничений игорной деятельности, которые в силу приведенных выше положений Федерального закона сохраняют свое действие.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ, определила:

решение Верховного суда Республики Татарстан от 1 сентября 2006 года оставить без изменения, а кассационные жалобы ООО "Игра", "Азарт" и "Альтаир" - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 11-Г06-21


Текст определения официально опубликован не был


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.