Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 38-Г07-24 Поскольку введенный на территории субъекта РФ единый месячный льготный проездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для отдельных категорий жителей субъекта РФ, включая лиц, сопровождающих детей-инвалидов, является мерой социальной поддержки субъекта РФ, относящейся согласно федеральному законодательству к полномочиям государственной власти субъекта РФ, суд отказал в признании нормативного акта субъекта РФ недействующим

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 38-Г07-24


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу А.Е.С. об отмене решения Тульского областного суда от 26 июня 2007 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими подп. 7 и 8 пункта 1 (в части, ограничивающей права лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, на бесплатный проезд в общественном транспорте), пункта 2 Постановления администрации Тульской области от 15.02.2006 г. N 83 (в редакции от 03.07.2006 г.), о возложении обязанности на администрацию - Тульской области установить стоимость единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области в размере 100 рублей и установить для лиц, осуществляющих уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы, право на льготный проезд без каких-либо ограничений.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К., объяснения А.Е.С., поддержавшей доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

подпунктами 7 и 8 пункта 1 Постановления Администрации Тульской области 15.02.2006 г. N 83 "О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области" (в ред. от 03.07.3006 г. 311) предусмотрено право на единый льготный поездной билет на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) детей-инвалидов (сопровождающего их лица), инвалидов 1 группы (сопровождающего их лица).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в ред. от 03.07.3006 г. 311" следует читать "в ред. от 03.07.2006 г. N 311"


Пунктом 2 вышеуказанного постановления установлена стоимость единого месячного льготного проездного билета в размере 170 рублей.

А.Е.С., воспитывающая ребенка-инвалида, обратилась в суд с заявлением о признании указанных положений недействующими, сославшись на противоречие статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в нарушение требований которой, по мнению заявителя, оспариваемые правовые нормы ограничивают ранее предоставленные ей статьей 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льготы, поскольку устанавливают льготный проезд родителям, опекунам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами 1 группы только при сопровождении этих лиц.

Администрация Тульской области с заявлением А.Е.С. не согласились.

Решением Тульского областного суда от 26 июня 2007 года в удовлетворении заявления А.Л.А. отказано.

В кассационной жалобе А.Е.С. просит решение отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение, которым удовлетворить ее заявление.

Изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правильно исходил из того, что принятие администрацией Тульской области нормативного правового акта не могло повлечь нарушения прав заявителя, поскольку введение на территории Тульской области единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для отдельных категорий жителей Тульской области, включая лиц, сопровождающих детей-инвалидов, является новой мерой социальной поддержки субъекта Российской Федерации - льготного транспортного обслуживания, что согласуется с нормами федерального законодательства, регламентирующего спорное правоотношение.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси). Указанная Законом льгота распространялась на лицо, сопровождающее ребенка-инвалида.

Между тем, Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" статья 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признана утратившей силу.

А согласно подпункту 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов, в том числе за счет субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда в общественном транспорте.

Доводы кассационной жалобы о том, что решение постановлено без учета протокола согласования порядка и условий обеспечения в 2005 году равной доступности транспортных услуг на территории субъектов Российской Федерации администрацией Тульской области и федеральными органами исполнительной власти от 23 января 2005 года, подтверждающего, по мнению заявителя, факт того, что администрация никогда не осуществляла не осуществляет# за счет средств собственного бюджета расходы на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, а, поэтому, субъект Российской Федерации не имеет права на собственное правовое регулирование в отношении указанной категории граждан, не подтверждается федеральным законодательством о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

Из преамбулы Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", следует, с 01.01.2005 г. на основании изменений, внесенных Федеральным законом N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, выводы суда о соответствии федеральному законодательству оспариваемых А.Е.С. положений, являются законными и обоснованными. Материальный Закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан правильный вывод суда об отказе в удовлетворении заявления.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Тульского областного суда от 26 июня 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу А.Е.С. - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 38-Г07-24


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.