Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 67-Г07-14 О признании недействующими Приложения N 31 к Закону Новосибирской области от 27 декабря 2002 г. N 90-ОЗ "Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области" и Приложения N 4 к Закону Новосибирской области от 2 июня 2004 г. N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области"

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 67-Г07-14


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Новосибирского областного Совета депутатов на решение Новосибирского областного суда от 30 мая 2007 года, которым удовлетворено заявление прокурора Новосибирской области о признании недействующими Приложения N 31 к Закону Новосибирской области от 27 декабря 2002 г. N 90-ОЗ "Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области" и Приложения N 4 к Закону Новосибирской области от 2 июня 2004 г. N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области" в части установления границы между муниципальными образованиями Убинского и Раисинского сельсоветов Убинского района Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Х., возражения против кассационной жалобы представителя Убинского сельского Совета К., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Г., полагавшей решение суда оставить без изменений, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

прокурор Новосибирской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими Приложения N 31 к Закону Новосибирской области от 27.12.2002 г. N 90-О3 "Об утверждении границ муниципальных образований Новосибирской области" и Приложения N 4 к Закону Новосибирской области от 02.06.2004 г. N 200-О3 "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области", в части установления границы между муниципальными образованиями Убинского сельсовета и Раисинского сельсовета Убинского района Новосибирской области, на отрезке от поворотной точки 36 до точки 37 на плане границ муниципального образования Убинского сельсовета и на сопредельном (соответствующем) участке границы от поворотной точки 111 до точки 112 на плане границ муниципального образования Раисинского сельсовета Убинского района Новосибирской области.

В обоснование требований указал на то, что оспариваемые положения законов области противоречат пунктам 3 и 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.

Территория населенного пункта должна полностью входить в состав поселения.

Полагал, что при утверждении границ Убинского и Раисинского поселений законодатель Новосибирской области в нарушение указанных выше норм Федерального закона разделил исторически сложившиеся земли населенного пункта село Убинское, отнеся их часть к землям Раисинского сельского Совета Убинского района.

Решением Новосибирского областного суда от 30 мая 2007 года заявление прокурора удовлетворено.

Новосибирский областной Совет депутатов в кассационной жалобе просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда и считает его правильным.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Частью 3 статьи 83 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что при реализации требований статьи 85 настоящего Закона применяется его статья 10, согласно части 2 которой границы территорий муниципальных образований устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 1 статьи 11 данного Федерального закона.

Так, в силу пунктов 1 и 12 этой нормы территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения. При этом территорию поселений составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселений.

Как следует из материалов дела, статьей 1 Закона Новосибирской области N 90-ОЗ определены границы муниципальных образований, в том числе муниципальных образований, действующих на территории Убинского района, согласно Приложению N 31.

Подпунктами 14, 15 пункта 25 части 1 статьи 4 Закона Новосибирской области N 200-ОЗ Раисинский и Убинский сельсоветы наделены статусом сельских поселений; утверждены картографические описания их границ в соответствии с границами, установленными Законом Новосибирской области N 90-ОЗ, согласно Приложению N 4.

Судом установлено, что при установлении границ названных выше муниципальных образований в состав поселения Убинский сельсовет не включена часть исторически сложившихся земель населенного пункта село Убинское, а именно его улицы Ломоносова, Костякова, Прянишникова, Солнечная, а также земли ОПХ Убинское.

Данное обстоятельство подтверждено сведениями Управления Федеральной почтовой службы по Новосибирской области, Управления Федеральной миграционной службы по Новосибирской области, решением исполнительного комитета Убинского районного совета народных депутатов от 05.06.1991 г. N 91 о передаче земель ОПХ Убинское в ведение Убинского сельсовета, данными справочника "Новосибирская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1982 года", являющегося официальным изданием исполнительного комитета Новосибирского областного Совета народных депутатов.

Относя часть территории, на которой осуществлялось местное самоуправление Убинского сельсовета, к территории Раисинского сельсовета, законодатель Новосибирской области по существу изменил границы обоих муниципальных образований без учета мнения их населения, что противоречит требованиям части 4 статьи 12 Федерального закона N 131-ФЗ.

С учетом изложенного решение суда, признавшего оспариваемые прокурором положения областных законов недействующими, следует признать законным и обоснованным.

Довод кассационной жалобы о том, что, поскольку границы муниципальных образований были установлены до принятия Федерального Закона N 131-ФЗ, последний при проверке законности оспоренных положений Приложения N 31 к Закону Новосибирской области от 27.12.2002 г. N 90-О3 не подлежал применению, является правильным.

Однако основанием для отмены решения суда данное обстоятельство не является, так как Федеральный Закон от 28.10.1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" содержит требования к установлению и изменению границ муниципальных образований, аналогичные требованиям Федерального Закона N 131-ФЗ, которым оспоренные положения признаны несоответствующими.

Так согласно пунктам 1 и 2 статьи 13 Закона N 154-ФЗ установление и изменение границ муниципального образования осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий.

Ссылка в кассационной жалобе на недопустимость и неотносимость исследованных судом доказательств того, что улицы Ломоносова, Костякова, Прянишникова, Солнечная, а также земли ОПХ Убинское являются частью исторически сложившихся земель села Убинское, не основана на положениях статей 59 и 60 ГПК РФ и направлена на иную оценку этих доказательств.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 360 и 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Новосибирского областного суда от 30 мая 2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Новосибирского областного Совета депутатов - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 67-Г07-14


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.