Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 7-Г07-13 Определение численного состава территориальных избирательных комиссий прав заявителя не нарушило, поскольку определение количества членов территориальных комиссий относится к компетенции избирательной комиссии субъекта РФ и регламентируется действующим законодательством

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 7-Г07-13


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Пирожкова В.Н.

судей: Еременко Т.И., Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании противоречащими закону постановлений избирательной комиссии Ивановской области N 103/732-3 от 4 августа 2006 года "О численном составе территориальных избирательных комиссий в Ивановской области" и N 106/745-3 от 11 октября 2006 года "О назначении состава территориальной избирательной комиссии Вичугского района Ивановской области" по кассационной жалобе Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на решение Ивановского областного суда от 10 июля 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" Лапшина А.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя избирательной комиссии Ивановской области Павлова А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Ивановское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" обратилось в суд с заявлением о признании незаконными постановлений избирательной комиссии Ивановской области N 103/732-3 от 4 августа 2006 года "О численном составе территориальных избирательных комиссий в Ивановской области" и N 106/745-3 от 11 октября 2006 года "О назначении состава территориальной избирательной комиссии Вичугского района".

В обоснование заявления ссылалось на то, что установление численности территориальных избирательных комиссий в количестве 9 человек направлено на лишение одной из политических партий своего представителя в избирательной комиссии. Кроме того, избирательной комиссией Ивановской области нарушены требования избирательного законодательства, обязывающие избирательные комиссии субъектов Российской Федерации назначать в состав территориальных избирательных комиссий представителей политических партий, выдвинувших в федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в законодательном (представительном) органе государственной власти Российской Федерации.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе Ивановское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", полагая его неправильным.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Как усматривается из материалов дела, 4 августа 2006 года избирательной комиссией Ивановской области было принято постановление N 103/732-3 о формировании территориальных избирательных комиссий в Ивановской области (в том числе и территориальной избирательной комиссии Вичугского района) в составе 9 человек.

Судом установлено, что в Ивановской области было сформировано 30 постоянно действующих территориальных избирательных комиссий с количественным составом по 9 членов с правом решающего голоса.

При этом к распределению депутатских мандатов Законодательного Собрания Ивановской области были допущены шесть партий: Ивановское региональное отделение Всероссийской политической партии "Единая Россия" (9 мандатов), Ивановское региональное отделение политической партии "Либерально-демократическая партия России" (4 мандата), Ивановское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (3 мандата), региональное отделение политической партии "Российская партия пенсионеров" (3 мандата), региональное отделение политической партии "Родина" (3 мандата), Ивановское региональное отделение политической партии "Союз правых сил" (2 мандата).

От указанных партий поступили предложения о включении их кандидатов в состав территориальных избирательных комиссий. От "Единой России", "Либерально-демократической партии России" было предложено по 30 кандидатур, из которых все были назначены в комиссии. От "Коммунистической партии Российской Федерации" предложено 30 кандидатур, назначено - 28 (одна кандидатура была снята, так как не соответствовала требованиям статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Из 30 кандидатур, предложенных "Российской партией пенсионеров", в состав комиссий вошли 25 человек. Из 28 кандидатур, предложенных политической партией "Родина", в состав комиссий вошли 23 человека. Из 20 кандидатур, предложенных "Союзом правых сил", в состав комиссий вошли 18 человек.

Данные обстоятельства подтверждаются приложенными к материалам дела 30 постановлениями избирательной комиссии Ивановской области, касающихся формирования территориальных избирательных комиссий в Ивановской области, согласно которым избирательная комиссия Ивановской области назначила в состав каждой территориальной комиссии не менее одной второй от общего числа членов с правом решающего голоса на основе предложений, поступивших от политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 22 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений (пункт 1).

Статья 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает порядок формирования территориальных избирательных комиссий. Согласно пункту 5 данной статьи территориальные комиссии формируются в количестве пяти-четырнадцати членов с правом решающего голоса.

Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава (пункт 6 той же статьи).

Пунктом 13 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

В целях единообразного применения положений действующего законодательства Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 176/1131-4 от 24 мая 2006 года утверждены Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, в соответствии с разделом 6 которых избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, осуществляющая формирование территориальных избирательных комиссий, обязана заблаговременно утвердить на своем заседании перечень территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию. Этим же решением рекомендуется утверждать количественный состав каждой из территориальных избирательных комиссий. Определение конкретного количественного состава такой комиссии возложено на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что определение численного состава территориальных избирательных комиссий в 9 человек соответствовало положениям федерального законодательства и прав заявителя не нарушило, поскольку определение количественного состава территориальных комиссий относится к компетенции избирательной комиссии субъекта Российской Федерации и определяется с учетом действующего законодательства.

Ссылки Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" на то, что установление численности территориальных комиссий в количестве 9 человек изначально было направлено на лишение одной из политических партий своего законного места в ней, правильно расценены судом как голословные и ничем не подтвержденные утверждения.

Суд нашел несостоятельным утверждение Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о том, что при наличии в Ивановской области 6 парламентских партий выполнение положений федерального закона возможно лишь при численном составе территориальной избирательной комиссии в 11 человек, верно посчитав его только мнением представителя заявителя, предполагающим один из возможных вариантов формирования комиссии.

Ивановское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" просило также признать не соответствующим закону постановление избирательной комиссии Ивановской области N 106/745-3 от 11 октября 2006 года "О назначении состава территориальной избирательной комиссии Вичугского района", которым представитель Вичугского городского отделения Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" не был включен в состав территориальной избирательной комиссии Вичугского района.

Из материалов дела усматривается, что 11 октября 2006 года избирательной комиссией Ивановской области было принято постановление о формировании территориальной избирательной комиссии Вичугского района в составе девяти человек.

При этом в состав комиссии включены пять представителей от политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти Ивановской области, а именно: от региональных отделений политических партий "Российская партия пенсионеров", "Родина", "Союз правых сил", "Единая Россия", "Либерально-демократическая партия России"; три представителя от собрания избирателей по месту работы и по месту жительства, и один представитель от территориальной избирательной комиссии Вичугского района.

В силу положений пункта 7 статьи 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений: политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; политических партий, избирательных блоков, вдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления.

Судом установлено, что избирательная комиссия Ивановской области соблюла процедуру рассмотрения вопроса о формировании территориальной избирательной комиссии Вичугского района.

Так, согласно постановлению о формировании территориальных избирательных комиссий, поступило 14 предложений по кандидатурам для назначения в состав территориальной избирательной комиссии Вичугского района, из которых было отобрано девять. В соответствии с протоколом заседания избирательной комиссии Ивановской области от 11 октября 2006 года, на котором рассматривался в числе иных и вопрос о назначении составов территориальных избирательных комиссий Ивановской области (в том числе территориальной избирательной комиссии Вичугского района), на заседании комиссии присутствовало 8 членов комиссии с правом решающего голоса. Все члены комиссии имели возможность ознакомиться со всеми внесенными документами и кандидатурами, а также с предложениями рабочей группы. Вопрос о внесении изменений в предложенный рабочей группой проект постановления никем из членов комиссии не ставился.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что именно избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, являющаяся коллегиальным органом, вправе при обсуждении вопроса о формировании территориальных комиссий учесть и оценить совокупность всех обстоятельств и требований, предъявляемых к кандидатам и представляемым ими документам, и на основе данной оценки принять большинством голосов членов комиссии соответствующее решение с соблюдением требований статей 22 и 26 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Таким образом, как обоснованно указал суд, требование закона об обязанности избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений от политических партий избирательной комиссией Ивановской области при формировании территориальной избирательной комиссии Вичугского района было выполнено.

Доводы кассационной жалобы не ставят под сомнение законность решения, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ивановского областного суда от 10 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу Ивановского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - без удовлетворения.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 7-Г07-13


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.