Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 80-Г07-7 Поскольку перечень мер социальной поддержки для ветеранов труда, а также приравненных к ним граждан, финансируемых за счет средств субъекта РФ устанавливается субъектом самостоятельно, оспариваемые законы субъекта РФ признаны соответствующими федеральному законодательству

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 80-Г07-7


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению М. о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 части 5 ст. 5.1 и абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" и абзаца 2 п. "в" ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. N 155-ЗО о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" по кассационной жалобе М. и кассационному представлению прокурора Ульяновской области на решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 года.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца 2 п. "в" ст. 1" следует читать "абзаца 3 пункта "в" пункта 4 статьи 1"


Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Е., объяснения представителя администрации губернатора и правительства Ульяновской области по доверенности П., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы и кассационного представления, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации С., полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Законодательным Собранием Ульяновской области 29 ноября 2004 года принят Закон Ульяновской области N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", который 30 ноября 2004 года подписан главой администрации Ульяновской области и официально опубликован в газете "Ульяновская правда" от 08 декабря 2004 года. Законом Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. в этот закон внесены изменения.

М., являющийся ветераном труда и тружеником тыла, обратился в Ульяновский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 1 части 5 ст. 5.1 и абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" и абзаца 2 п. "в" ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. N 155-ЗО о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области", которым ст. 6.1 дополнена частью 4, в обоснование своих требований ссылаясь на противоречие оспариваемых норм положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации, статье 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, а также статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Кроме того, оспариваемый закон ограничивает его право на предоставление как федеральных, так и региональных мер социальной поддержки.

В судебном заседании представить# заявителя поддержал заявленные суду требования.

Законодательное собрание Ульяновской области, правительство Ульяновской области и губернатор Ульяновской области просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решением Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе М. просит отменить указанное решение суда, а в кассационном представлении прокурор Ульяновской области просит отмены решения Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 г. в части отказа в признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" и абзаца 2 п. "в" ст. 1 Закона Ульяновской области от 29 декабря 2005 г. N 155-ЗО о внесении изменений в Закон Ульяновской области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда.

Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд, проанализировав положения действующего федерального и областного законодательства, пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый в настоящем деле закон принят в пределах полномочий органов государственной власти Ульяновской области и прав и законных интересов заявителя не нарушает.

При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки, устанавливаемые законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (пункт 2 ст. 10).

Таким образом, как правильно указал суд в решении, с 1 января 2005 года перечень мер социальной поддержки для указанных выше категорий ветеранов, финансируемых за счет средств субъекта Российской Федерации, устанавливается соответствующим субъектом Российской Федерации самостоятельно, в связи с чем оспариваемый Закон принят во исполнение изложенных выше положений федерального законодательства и в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из положений оспариваемого закона, он принят в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и распространятся# на граждан в Ульяновской области, являющимися# тружениками тыла, ветеранами труда, реабилитированными лицам и лицами, признанными пострадавшими от политических репрессий.

Оспариваемыми нормами абзаца 1 части 5 ст. 5.1 и абзаца 2 части 4 ст. 6.1 Закона Ульяновского области от 30 ноября 2004 г. N 086-ЗО "О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области" предусмотрено, что гражданину, имеющему одновременно право на ежемесячную денежную выплату, предусмотренную несколькими нормативными правовыми актами, независимо от основания, по которому она выбору# гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Иные меры государственной социальной поддержки, предусмотренные оспариваемым Законом, оказываются гражданам, не получающим ежемесячную денежную выплату в соответствии с федеральным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Между тем, согласно п. 3 ст. 13 Федерального Закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Таким образом, из содержания п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Указанная правовая норма не дает возможности получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан.

Как правильно указал суд в решении, возможность одновременного получения ветераном льгот по нескольким статьям Федерального закона "О ветеранах", а также льгот, установленных другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, предусматривалась ранее п. 2 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах", однако с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ данный пункт утратил силу.

При этом частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены определенные условия, а именно: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Как видно из материалов дела, совокупный объем финансирования для ветеранов после 01 января 2005 года не только не уменьшен, но увеличен (2004 год - из федерального бюджета перечислено на реализацию Федерального Закона "О ветеранах" 144882,9 тысяч рублей; 2005 год - из областного бюджета на реализацию Закона области от 30 ноября 2006 года N 086-ЗО перечислено 465068,1 тысяч рублей; 2006 год - 684402,4 тысяч рублей; 1 квартал 2007 года - 133477,7 тысяч рублей, на 2007 год утверждено 867966,8 тысяч рублей).

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат ветеранам не уменьшался, а условия их предоставления не ухудшались, является правильным.

Довод кассационного представления о том, что Федеральный закон "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предоставляет гражданам выбор между аналогичными формами социальной поддержки с учетом их выгодности для льготников основан на неправильном толковании законов, т.к. в частности в силу п. 3 ст. 13 Федерального закона "О ветеранах" следует, что в данной правовой норме закреплено право ветерана выбрать основание для предоставления ему мер социальной поддержки в том случае, если он как ветеран имеет право на получение одной и той же формы поддержки по разным основаниям.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что в данном случае должен быть не выбор основания предоставления льгот, а дополнение одной формы социальной поддержки другой формой не свидетельствует о неправильности постановленного по делу решения, поскольку заявитель заблуждается, истолковав действующие законы по своему усмотрению.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Ульяновского областного суда от 15 июня 2007 г. - оставить без изменения, а кассационную жалобу М. и кассационное представление прокурора Ульяновской области - без удовлетворения.



Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29 августа 2007 г. N 80-Г07-7


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.