Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2007 г. N ГКПИ07-80 Поскольку икра всех видов, в том числе и баночная, является продукцией животного происхождения (животноводства), на нее распространяются нормы ветеринарного законодательства, и при перевозке данного продукции за пределы района и с территории РФ необходимо представление ветеринарных сопроводительных документов, суд отказал в признании частично недействующим приказа Минсельхоза РФ

Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2007 г. N ГКПИ07-80

ГАРАНТ:

Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2007 г. N КАС07-344 настоящее решение оставлено без изменения


Верховный Суд Российской Федерации

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Орландо" о признании недействующими: пункта 1.3 в части слов "ветеринарное свидетельство формы N 2", пунктов 2.10, 3.5 в части "икры всех видов" Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. N 422, пунктов 2.3, 13.1 Приложения N 19 в части слов "икра всех видов" к настоящим Правилам, установил:

в соответствии с пунктом 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, должны сопровождаться:

ветеринарными свидетельствами форм NN 1, 2, 3 (Приложения NN 1 - 3.) -при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации;

ветеринарными справками формы N 4 (Приложение N 4) - при перевозке грузов в пределах района (города);

ветеринарными сертификатами форм NN 5а, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k (Приложения NN 5 - 15) - при вывозе грузов с территории Российской Федерации;

ветеринарными сертификатами формы N 6.1, 6.2 и 6.3 (Приложения NN 16 - 18) - при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.

Пункт 2.10 Правил устанавливает, что ветеринарные сертификаты форм NN 5а, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k выдают на грузы, вывозимые с территории Российской Федерации, взамен ветеринарных свидетельств, выданных учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.

В силу пункта 3.5 Правил груз без ветеринарных сопроводительных документов или сопровождаемый ветеринарным сопроводительным документом, признанным недействительным в соответствии с требованием пункта 3.4, не подлежит приему для переработки и реализации, но принимается для изолированного хранения до предъявления ветеринарных сопроводительных документов. В случае непредставления в пятидневный срок ветеринарных сопроводительных документов на указанный груз решение о его использовании принимается в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.

Приложение N 19 к Правилам содержит перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, в частности пункты 2.3 и 13.1 предусматривают сопроводительные документы на икру всех видов.

Общество с ограниченной ответственностью "Орландо" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 1.3 в части слов "ветеринарное свидетельство формы N 2", пунктов 2.10, 3.5 в части "икры всех видов" Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных - документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. N 422, пунктов 2.3, 13.1 Приложения N 19 в части слов "икра всех видов" к настоящим Правилам.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют требованиям российского законодательства, нормам международного права и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

В суде представители ООО "Орландо" К.О.Ю., П., К.К.Ю. поддержали заявленные требования и пояснили, что вышеназванные пункты правил устанавливают незаконный ветеринарный контроль при транспортировке икры дальневосточных лососевых рыб соленой, баночной по территории Российской Федерации и в страны СНГ.

Представители заинтересованных лиц Минсельхоза России К.А.А., С., Минюста России Г. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Минсельхоза России и не нарушают права юридических лиц на производство, заготовку, переработку перевозку и реализацию продукции животного происхождения.

Выслушав объяснения представителей ООО "Орландо" К.О.Ю., П., К.К.Ю., представителей заинтересованных лиц Минсельхоза России К.А.А., С., Минюста России Г., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части (часть первая статьи 251 ГПК РФ).

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 422 утверждены Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 ноября 2006 г., регистрационный номер 8524 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 52, 25 декабря 2006 г.

Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных (статья 2 Закона РФ "О ветеринарии").

Закон Российской Федерации "О ветеринарии" в статье 8 определяет государственный ветеринарный надзор как деятельность государственных ветеринарных инспекторов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г. N 706 утверждено Положение о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации.

Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации (пункт 5 Положения).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, являясь федеральным органом исполнительной власти, издает правила в области ветеринарии (п. 5.2.11 Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164).

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов устанавливают порядок организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Ветеринарные сопроводительные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз.

В пункте 1.3 Правил названы, какие сопроводительные документы должны выдаваться на сопровождаемые грузы, а именно:

ветеринарные свидетельства форм NN 1, 2, 3 при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации;

ветеринарные справки формы N 4 при перевозке грузов в пределах района (города);

ветеринарные сертификаты форм NN 5а, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k -при вывозе грузов с территории Российской Федерации;

ветеринарные сертификаты формы N 6.1, 6.2 и 6.3 при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.

В Приложении N 19 к настоящим Правилам приведен перечень грузов, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами. В пунктах 2.3 и 13.1 Приложения N 19 назван такой вид груза как икра всех видов.

Доводы заявителя ООО "Орландо" о том, что икра всех видов не является продуктом животноводства и сырьем животного происхождения, на нее не распространяются нормы ветеринарного законодательства и не должны выдаваться ветеринарные сопроводительные документы, являются несостоятельными.

В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области ветеринарии от 12 марта 1993 г., участником которого является Российская Федерация, рыба относится к животным, а произведенная из нее продукция - к продуктам животноводства (статья 4).

На основании статьи 15 настоящего Соглашения утверждены Единые правила государственного ветеринарного надзора при международных и межгосударственных перевозках животноводческих грузов, которые рассматривают в качестве животных и продуктов животного происхождения рыбу и рыбопродукты, грузы которых подконтрольны государственному ветеринарному надзору.

Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", раскрывая понятие водные биоресурсы, указывает, что таковыми являются рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (статья 1).

Под продуктами водных животных Международный ветеринарный кодекс по водным животным понимает продукты, полученные из водных животных (рыбы, моллюсков, ракообразных), независимо от того, предназначены ли они для выращивания (например, икра, молоки, личинки и т.д.), для потребления людьми, для использования в качестве корма для животных или для фармацевтических, биологических или промышленных целей.

Контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии осуществляет Федеральная служба по ветеринарии и фитосанитарному надзору, которая находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327).

В соответствии с требованиями Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется различными органами исполнительной власти.

Государственный контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в области государственного надзора и контроля за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, федеральным органом исполнительной власти в области государственного контроля торговли, качества товаров и услуг и защиты прав потребителей Российской Федерации, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации.

Органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 987 "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" осуществляют государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарных правил, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы, безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления (пункт 1).

Из содержания ветеринарных сопроводительных документов, в том числе ветеринарного свидетельства формы N 2, ветеринарного сертификата формы N 5i, следует, что данные документы характеризуют территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода.

Следовательно, являются необоснованными доводы ООО "Орландо" об издании Минсельхозом России нормативного правового акта с превышением его полномочий и расширении деятельности органа осуществляющего государственный ветеринарный надзор.

Статья 21 Закона Российской Федерации "О ветеринарии" устанавливает, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.

Организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы, условия использования продукции животного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления для пищевых целей, а также кормов и кормовых добавок растительного происхождения определяются техническими регламентами в области ветеринарии, ветеринарно-санитарными требованиями и нормами безопасности кормов и кормовых добавок, издаваемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как ветеринарное свидетельство формы N 2, так и ветеринарный сертификат формы N 5i свидетельствуют о том, что сопровождаемая партия груза (икра всех видов) подвергнута ветеринарно-санитарной экспертизе.

Ссылки представителей ООО "Орландо" на требования Общероссийского классификатора продукции и на санитарные нормы и правила, которые необходимо соблюдать при производстве икры, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Оспариваемые положения нормативного правового акта регулируют деятельность органов Россельхознадзора в сфере государственного ветеринарного надзора, тогда как предметом контроля Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека являются иные отношения.

Общероссийский классификатор продукции, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 301 не является нормативным правовым документом, а представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.

Пункт 2.10 Правил устанавливает порядок выдачи ветеринарных сертификатов взамен ветеринарных свидетельств на грузы, вывозимые с территории Российской Федерации, а пункт 3.5 Правил устанавливает запрет по приему для переработки и реализации груза без ветеринарных сопроводительных документов.

Заявитель оспаривает данные нормы в части, предусматривающей получение ветеринарных сопроводительных документов на икру.

Правомерность выдачи ветеринарных сопроводительных документов на грузы, подлежащие сопровождению ветеринарными сопроводительными документами, за исключением икры всех видов, как таковых заявителем не оспаривается. Что касается такого груза как икра, то судом выше приведены основания отнесения данного груза к поднадзорности государственного ветеринарного контроля.

Несостоятельными являются доводы заявителя о противоречии Правил требованиям статьи 23 Федерального закона "О техническом регулировании".

Сертификация рыбопродукции осуществляется органом по сертификации и подтверждает соответствие объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров, тогда как ветеринарное свидетельство характеризует территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого, эпизоотическое состояние места его выхода груза.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют ветеринарному законодательству, изданы компетентным органом государственной власти, не нарушают права организаций и граждан, занятых производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, заявление ООО "Орландо" не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление ООО "Орландо" о признании недействующими: пункта 1.3 в части слов "ветеринарное свидетельство формы N 2", пунктов 2.10, 3.5 в части "икры всех видов" Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 16 ноября 2006 г. N 422, пунктов 2.3, 13.1 Приложения N 19 в части слов "икра всех видов" к настоящим Правилам - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.



Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2007 г. N ГКПИ07-80


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 31 июля 2007 г. N КАС07-344 настоящее решение оставлено без изменения

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.