Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 августа 2007 г. N КАС07-377 Суд отказал в признании недействующей нормы Правил дорожного движения, поскольку федеральным законодательством предусмотрено, что водители транспортных средств, участвующие в дорожном движении, обязаны иметь и предъявлять для проверки документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения ими транспортными средствами

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 августа 2007 г. N КАС07-377


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.А.В. о признании недействующим абзаца четвертого подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090,

по кассационной жалобе С.А.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя С.А.В. по доверенности С.В.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Правительства Российской Федерации М.Г.В. и К., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия установила:

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 были утверждены Правила дорожного движения (действующие в редакции от 28 февраля 2006 года N 109).

С.А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца четвертого подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения, устанавливающего, что водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им для проверки документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца.

В обоснование заявленного требования С.А.В. сослался на то, что правомерность владения и пользования транспортным средством лицом, не являющимся его собственником, подтверждается самим фактом владения и пользования, и наличием у данного лица свидетельства о государственной регистрации этого транспортного средства. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации передача права пользования транспортным средством его собственником другому лицу возможна в устной форме. Заявитель полагает, что оспариваемая им правовая норма незаконно возлагает на водителей, в частности на него, обязанность иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников милиции письменное разрешение собственника на управление транспортным средством.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе С.А.В., считает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что суд неправильно истолковал нормативные правовые акты в их системной связи.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый абзац четвертый подпункта 2.1.1 пункта 2.1 Правил дорожного движения не противоречит действующему федеральному законодательству.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 4 статьи 22 вышеприведенного закона единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений (статья 30 Закона РФ от 22 декабря 1992 года N 4174 "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", действовавшего ранее, в настоящее время статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ).

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Закона РФ от 22 декабря 1992 г. следует читать как "N 4174-I"


Правила дорожного движения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, следовательно, по форме и порядку издания соответствуют требованиям федерального закона, приняты высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, в пределах своей компетенции.

Таким образом, нельзя согласится с доводом в кассационной жалобе о том, что Правительство Российской Федерации не имело полномочий на принятие такого нормативного правового акта.

Разрешая данное дело, суд, проанализировав положения пункта 2 статьи 209, статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что федеральный законодатель из всех объектов собственности особо выделяет источник повышенной опасности, а обязанность по возмещению вреда, причиненного этим источником, ставит в зависимость от оснований владения, относя к числу законных оснований и доверенность на право управления транспортным средством. Отношения, связанные с участием в дорожном движении возникают между водителями транспортных средств и Госавтоинспекцией, основаны на административном подчинении одной стороны другой и регулируются специальным законодательством в этой области.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые заявителем положения Правил дорожного движения соответствуют п. 3 ст. 16, п. 1 ст. 22, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п. 9 ст. 10, п. 23 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", п/п. "и" п. 12 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711, ч. 1 ст. 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из содержания которых следует, что водители транспортных средств, участвующие в дорожном движении, обязаны иметь и предъявлять для проверки документ, подтверждающий право владения, пользования или распоряжения ими транспортными средствами.

Суд правильно не согласился с утверждением заявителя о том, что подпункт 2.1.1 п. 2.1 Правил дорожного движения противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующим форму сделок по передаче собственником права владения и пользования своим имуществом другим лицам, поскольку оспариваемая заявителем правовая норма не регулирует гражданские отношения, а распространяется на отношения, возникающие в сфере, регулируемой вышеназванными Федеральными законами, устанавливающими правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому нельзя согласится с доводом в кассационной жалобе о том, что Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, приняв норму, регулирующую гражданские правоотношения.

Доводы в кассационной жалобе о том, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормативные правовые акты, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, ошибочны. Суд привел в решении подробный надлежащий правовой анализ оспариваемого положения нормативного правового акта и пришел к обоснованному выводу о том, что это положение не противоречит федеральному законодательству.

Решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, правильно примененными и истолкованными судом и с соблюдением норм материального права, предусмотренных статьей 362 ГПК РФ оснований, для его отмены в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2007 года оставит# без изменения, кассационную жалобу С.А.В. - без удовлетворения.


Верховный Суд РФ отказал в признании недействующим положения Правил дорожного движения, предусматривающего обязанность водителя автомашины иметь при себе документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, в случае управления им в отсутствие владельца.

В обоснование требования заявитель сослался на то, что правомерность владения и пользования транспортным средством лицом, не являющимся его собственником, подтверждается самим фактом владения и пользования, и наличием у данного лица свидетельства о государственной регистрации этого транспорта. В соответствии с ГК РФ передача права пользования транспортным средством его собственником другому лицу возможна в устной форме, поэтому указанная норма незаконно возлагает на водителей обязанность иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудников милиции письменное разрешение собственника на управление транспортным средством.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ, оставляя в силе решение ВС РФ, отметила, что суд обоснованно не согласился с утверждением заявителя о том, что оспариваемое положение Правил противоречит нормам ГК РФ, регламентирующим форму сделок по передаче собственником права владения и пользования своим имуществом другим лицам. Оспариваемая заявителем правовая норма не регулирует гражданские отношения, а распространяется на отношения, возникающие в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому нельзя согласится с доводом о том, что Правительство РФ превысило свои полномочия, приняв норму, регулирующую гражданские правоотношения.

Таким образом, положение Правил дорожного движения, предусматривающее обязанность водителя автомашины в отсутствие ее владельца иметь при себе документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данной автомашиной, не противоречит нормам федерального законодательства.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 августа 2007 г. N КАС07-377


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.