Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 4707/07 Проведение государственной экологической экспертизы строительства нефтепроводной системы не является основанием для отказа в проведении общественной экологической экспертизы

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ
от 25 сентября 2007 г. N 4707/07


Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Валявиной Е.Ю.;

членов Президиума: Балахничевой Р.Г., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Горячевой Ю.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С, Першутова А.Г., Юхнея М.Ф. -

рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2007 по делу N А51-10595/2003-6-388 Арбитражного суда Приморского края.

В заседании приняли участие представители: от открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" - Роговой В.И.;

от Министерства природных ресурсов Российской Федерации - Лысенко К.Н.

Заслушав и обсудив доклад судьи Балахничевой Р.Г. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Приморское экологическое некоммерческое партнерство "Зеленый Крест" (далее - партнерство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" (далее - компания), Министерству природных ресурсов Российской Федерации (далее - министерство), Главному управлению природных ресурсов по Приморскому краю (далее - управление) и, уточнив исковые требования, на основании статей 14, 21, 22, 27 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" просило: обязать компанию предоставить истцу материалы по "Обоснованию инвестиций строительства нефтепроводной системы по маршруту "Тайшет Иркутской области - бухта Перевозная Приморского края" (ОИ), включая "Оценку воздействия на окружающую среду" (ОВОС) в объеме, предоставленном в октябре 2004 года экспертным комиссиям государственной экологической экспертизы ФСЭТАН (Ростехнадзор), предоставить материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс. Морской перегрузочный комплекс нефти Перевозная"; обязать управление предоставить нормативно-технические документы, устанавливающие требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения - единой нефтепроводной системы, проходящей по территории Приморского края.

От иска к Министерству природных ресурсов Российской Федерации истец впоследствии отказался.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 27.10.2003 произведена замена партнерства на Дальневосточную межрегиональную экологическую общественную организацию "Зеленый Крест" (далее - экологическая организация).

Решением Арбитражного суда Приморского края от 30.11.2006 в иске отказано.

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 27.03.2007 решение частично отменил и принял в отмененной части новое решение, которым обязал компанию предоставить истцу проектные материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс. Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря", в том числе материалы по оценке воздействия на окружающую среду, касающиеся территории Приморского края, для проведения общественной экологической экспертизы; обязал управление предоставить истцу для ознакомления нормативно-технические документы, устанавливающие требования к проведению государственной экологической экспертизы по объекту федерального значения "Нефтепровод "Ангарск - Приморье". В остальной части решение оставлено без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названного постановления суда кассационной инстанции компания просит его отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Заявитель ссылается на то, что указанное постановление обязывает компанию предоставить экологической организации несуществующие материалы, поскольку они не разрабатывались и не проходили государственную экологическую экспертизу.

В отзыве на заявление экологическая организация просит оставить постановление суда кассационной инстанции без изменения как соответствующее действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 1737-р "О проектировании и строительстве трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" предусмотрено проектирование и строительство единой нефтепроводной системы по маршруту город Тайшет (Иркутская область) - город Сковородино (Амурская область) - бухта Перевозная (Приморский край). Функции заказчика проектирования и строительства возложены на компанию.

В настоящем деле требования экологической организации (с учетом их окончательного уточнения) касались предоставления ей документов для проведения общественной экологической экспертизы в отношении объекта, указанного в названном распоряжении Правительства Российской Федерации.

Сведений об отмене или изменении этого распоряжения в связи с изменением местонахождения перегрузочного терминала (с бухты Перевозной на бухту Козьмино) суду не представлено.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя частично требования экологической организации, суд кассационной инстанции обязал компанию представить организации проектные материалы "ТЭО (проект) трубопроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан". Первый пусковой комплекс. Морской нефтеперегрузочный комплекс на побережье Японского моря", поскольку по материалам проекта с таким же наименованием 12.09.2006 состоялись общественные слушания.

Довод заявителя о неконкретности и неисполнимости постановления суда кассационной инстанции в связи с неуказанием точного местоположения нефтеперегрузочного комплекса на побережье Японского моря не может быть признан обоснованным, так как заявитель не представил доказательств того, что в рамках проекта "Восточная Сибирь - Тихий океан" запланировано строительство нескольких нефтеперегрузочных комплексов на побережье Японского моря.

Не является основанием для пересмотра судебного акта в порядке надзора и довод заявителя о том, что строительство нефтеперегрузочного терминала на территории Приморского края (в бухте Козьмино) будет осуществляться по другому проекту с иным наименованием, который уже прошел государственную экологическую экспертизу, в связи с чем проведение общественной экологической экспертизы невозможно в силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 указанного Закона общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов.

Кроме того, в процессе рассмотрения дела в суде кассационной инстанции компания не представила сведений об утверждении 09.02.2007 заключения государственной экологической экспертизы. Эти сведения представлены впервые в надзорной жалобе.

В статьях 11, 21 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" определены объекты, в отношении которых проводятся государственная и общественная экологические экспертизы.

Строительство нефтеперегрузочного терминала является одним из этапов строительства нефтепроводной системы как единого объекта хозяйственной деятельности, оказывающего воздействие на окружающую среду.

Поэтому размещение конечного пункта нефтепроводной системы в другом месте не отменяет необходимости учитывать режим охраны природных объектов и не может служить препятствием для удовлетворения заказчиком строительства основанных на законе и предъявленных в надлежащем порядке требований экологической организации о предоставлении ей необходимой документации для проведения общественной экологической экспертизы.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 1 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2007 по делу N А51-10595/2003-6-388 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения.

Заявление открытого акционерного общества "Акционерная компания по транспорту нефти "Транснефть" оставить без удовлетворения.

В связи с окончанием надзорного производства отменить приостановление исполнения указанного постановления.


Председательствующий 

Е.Ю. Валявина

Президиум ВАС РФ оставил в силе состоявшийся судебный акт, в соответствии с которым удовлетворены требования экологической общественной организации об обязании компании-заказчика предоставить проектные материалы по строительству объекта единой нефтепроводной системы для проведения общественной экологической экспертизы.

Как указал Президиум ВАС РФ, довод о том, что строительство нефтеперегрузочного терминала будет осуществляться по другому проекту с иным наименованием (нежели указанных в требованиях истца), который уже прошел государственную экологическую экспертизу, в связи с чем проведение общественной экологической экспертизы невозможно в силу п. 1 ст. 22 Федерального закона "Об экологической экспертизе", является несостоятельным.

В соответствии с п. 1 ст. 22 указанного Закона общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов. В статьях 11, 21 Федерального закона определены объекты, в отношении которых проводятся государственная и общественная экологические экспертизы.

Строительство нефтеперегрузочного терминала является одним из этапов строительства нефтепроводной системы как единого объекта хозяйственной деятельности, оказывающего воздействие на окружающую среду. Поэтому размещение конечного пункта нефтепроводной системы в другом месте не отменяет необходимости учитывать режим охраны природных объектов и не может служить препятствием для удовлетворения заказчиком строительства основанных на законе и предъявленных требований экологической организации о предоставлении ей необходимой документации для проведения общественной экологической экспертизы.


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 сентября 2007 г. N 4707/07


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 12


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.