Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 4405/07 О признании недействующим пункта 16.4 перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 г., утв. распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. N 1184-р

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 4405/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения оглашена 5 сентября 2007 г.

Решение изготовлено в полном объеме 12 сентября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б. и судей Локтенко Н.И., Моисеевой Е.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мерзликиной Е.В.

рассмотрел в судебном заседании дело N 4405/07 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр" г. Иркутска (далее - ФГУП "ВС УТЦ"; Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр г. Иркутска; предприятие) к Правительству Российской Федерации о признании частично недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы" в части пункта 16.4 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год о включении в указанный Перечень предприятий Восточно-Сибирского учебно-тренировочного центра г. Иркутска.

К участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица на стороне заявителя привлечено Федеральное агентство воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация).

В судебном заседании приняли участие:

- от ФГУП "ВС УТЦ" - Иванов А.А. по доверенности от 27.04.2007;

- от Росавиации - Жабина Е.Е. по доверенности от 12.04.2007 N BE1.13-831;

- от Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество), которым подано письменное ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица на стороне Правительства Российской Федерации, - Акелин Д.А. по доверенности от 17.01.2007 N ВН-04/657;

- от Правительства Российской Федерации уполномоченные представители не явились.

Правительство Российской Федерации надлежаще извещено о времени и месте поведения судебного разбирательства по делу.

Росимуществом заявлено письменное ходатайство о привлечении его к участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета требований, на стороне Правительства Российской Федерации. Представитель Росимущества сообщил суду об ознакомлении с поданным по делу заявлением, и считает возможным рассмотреть дело с его участием в настоящем судебном заседании при отсутствии представителя Правительства Российской Федерации.

Рассмотрев ходатайство Росимущества, суд определил: привлечь Росимущество к участию в деле в качестве заинтересованного третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне Правительства Российской Федерации.

Рассмотрев вопрос о возможности проведения судебного разбирательства по делу в отсутствие полномочного представителя Правительства Российской Федерации, суд определил: провести судебное разбирательство по данному делу в отсутствие неявившегося представителя Правительства Российской Федерации, так как оно надлежащим образом извещено о времени и месте проведения настоящего судебного заседания.

Суд установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р "Об утверждении прогнозного плана, (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы" в части пункта 16.4 о включении Восточно-Сибирского учебно-тренировочного центра г. Иркутска в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, являющийся приложением к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год.

В обоснование заявленного требования о признании частично недействительным названного ненормативного правового акта заявитель указал на то, что данный ненормативный акт в оспариваемой части принят в нарушение пункта 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и пунктов 9, 10 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806 "Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и внесении изменений в правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества". Заявитель считает, что он является образовательным учреждением, которое в силу названных правовых актов не подлежало приватизации. Включение предприятия в план (программу) приватизации федеральных государственных унитарных предприятий на 2007 год произведено без предварительного согласования этого вопроса в установленном порядке с Росавиацией, наделенной правомочиями собственника федерального имущества, закрепленного за образовательным учреждением, которое находится в ведении Росавиации, и с предприятием, обладающим правом хозяйственного ведения в отношении закрепленного за ним имущественного комплекса, что является нарушением прав и законных интересов предприятия, приватизация которого запрещена.

Заявитель просит восстановить срок на оспаривание названного ненормативного акта в указанной части, ссылаясь на то, что в установленном порядке вопрос о включении предприятия в план (программу) приватизации на 2007 год с Росавиацией и с предприятием не согласовывался. По запросу предприятия Росавиация предпринимала меры к исключению из плана (программы) приватизации на 2007 год предприятия, не подлежащего приватизации. Согласно приказу Росавиации от 14.02.2007 N 32, полученного предприятием 28.02.2007, предприятие должно было приостановить действия по приватизации его имущества до принятия соответствующего решения об исключении предприятия из плана (программы) приватизации на 2007 год. 02.03.2007 состоялось в Росавиации совещание по вопросу недопущения приватизации предприятия, в отношении которого приватизация запрещена. Из письма Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области от 21.03.2007 предприятию стало известно о том, что по предложениям Росавиации и предприятия оно не будет исключено из плана (программы) приватизации на 2007 год. Названные обстоятельства заявитель просит учесть при рассмотрении его ходатайства о восстановлении срока на подачу заявления об оспаривании названного ненормативного акта в указанной части.

Уполномоченный Правительством Российской Федерации представитель Минэкономразвития России в судебное заседание не явился. Отзыва по делу от Правительства Российской Федерации в суд не поступило.

Заинтересованное третье лицо - Росавиация поддержала заявление предприятия и его ходатайство о восстановлении срока подачи заявления по тем же мотивам, а также указало на то, что Росавиация осуществляет полномочия собственника в отношении имущества предприятия, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, является федеральным исполнительным органом государственной власти, и с ним в установленном порядке не согласовывался вопрос о включении этого предприятия в план (программу) приватизации на 2007 год. Поскольку приватизация предприятия действующим законодательством запрещалась, то причиной пропуска заявителем срока подачи заявления явилось то, что Росавиацией предпринимались меры к исключению предприятия из плана (программы) приватизации на 2007 год, в связи с чем 14.02.2007 Росавиацией был издан приказ N 32, согласно которому предприятие должно было приостановить действия по приватизации до разрешения компетентными органами вопроса об исключении его из плана (программы) приватизации на 2007 год. В связи с тем, что этот вопрос не был разрешен во внесудебном порядке (письмо Росимущества от 26.03.2007 N ВН-06/6637), предприятие обратилось в суд за защитой его нарушенных прав и интересов.

Заинтересованное третье лицо - Росимущество, возражая против заявленного требования, сослалось на то, что в примечании к разделу 2.1 Государственной программы приватизации (далее - Программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, предусмотрено, что по решению Правительства Российской Федерации на предприятиях, включенных в раздел 2.1 Программы, может быть разрешена приватизация отдельных производств, не связанных с выпуском специальной продукции, поэтому Росимущество считает, что приватизация учебно-тренировочного центра гражданской авиации была возможна, и решение о его приватизации правомерно принято Правительством Российской Федерации после того, как этот вопрос был согласован на совещаниях в Росимуществе и Минэкономразвитии России, на которых не рассматривался вопрос об исключении названного предприятия из плана приватизации на 2007 год. Росимущество полагает, что с Росавиацией согласовывался вопрос по проекту плана (программы) приватизации на 2007 год, что подтверждается также письмом Росавиации от 29.06.2006 N АЮ1.13-977, в котором содержится ссылка на поступившее к нему обращение Росимущества от 19.05.2006 N ВН-06/11688 о согласовании проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год.

Росавиация дополнительно сообщила суду о том, что в установленном порядке не давала предложения о приватизации Восточно-Сибирского учебно-тренировочного центра г. Иркутска, и письмом Росавиации от 29.06.2006 по проекту плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год были даны предложения по приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и конкретных предприятий, в число которых учебно-тренировочный центр гражданской авиации г. Иркутска не включался.

Изучив материалы дела, выслушав представителей предприятия и заинтересованных третьих лиц: Росавиации и Росимущества, исследовав представленные по делу доказательства, суд установил, что ходатайство ФГУП "Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр" о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании названного ненормативного акта в указанной заявителем части и поданное им заявление о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в части пункта 16.4 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе восстановить срок подачи заявления об оспаривании ненормативного правового акта, если срок пропущен по уважительной причине.

Приведенные заявителем обстоятельства признаны судом в качестве уважительных причин пропуска срока подачи в суд упомянутого заявления, в связи с чем суд определил: восстановить срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в указанной заявителем части.

Материалами дела установлено, что на основании пункта 1.4 Устава Федерального государственного унитарного предприятия "Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр", утвержденного распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 22.02.2005 N ШН-52-р названное предприятие находится в ведомственном подчинении Федерального агентства воздушного транспорта (федерального органа исполнительной власти), функции учредителя этого предприятия осуществляют Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и названный Федеральный орган исполнительной власти.

Предприятие осуществляет деятельность, определенную Уставом, в том числе связанную с подготовкой и переподготовкой летного, диспетчерского, инженерно-технического состава, бортпроводников и другого персонала - авиапредприятий гражданской авиации, воздушных судов, проводит тренировки и подготовки с летным составом и другим персоналом и их обучение. Названное предприятие имеет лицензию от 02.10.2003 (серии АУЦ N 00043) со сроком действия с 02.10.2003 по 02.10.2008, которая удостоверяет право ее владельца осуществлять ведение образовательной деятельности по подготовке авиационного персонала гражданской авиации по направлениям (специальностям), определенным в сертификате авиационного учебного центра.

Из пунктов 1.1, 3.1, 3.2 указанного Устава усматривается, что имущество названного предприятия является неделимым, находится в федеральной собственности, и предприятие обладает правом хозяйственного ведения на переданное ему имущество.

В разделе 2 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, был указан перечень объектов и предприятий, находящихся в федеральной собственности, приватизация которых запрещалась, и в этот раздел под пунктом 2.1.20 были включены учебно-тренировочные центры гражданской авиации.

Согласно пункту 7 статьи 27 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 1730-р утвержден Перечень федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Росавиации, и в указанный Перечень под номером 16 включено государственное предприятие "Учебно-тренировочный центр Восточно-Сибирского регионального управления воздушного транспорта" г. Иркутск.

Из пунктов 1, 5.2 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 396, следует, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Агентство) является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казанным предприятиям, подведомственным Агентству.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено направление федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации предложений о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий.

Согласно пункту 9 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 806, при подготовке проекта программы приватизации учитываются, в частности, предложения федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных унитарных предприятий, поступившие в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не позднее 1 мая. Не позднее 20 мая Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом направляет в федеральные органы исполнительной власти перечни подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в соответствующей сфере, подлежащих включению в проект программы для согласования в установленном порядке (пункт 10 Правил). Не позднее 10 июня согласованные перечни представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. При наличии разногласий по проекту программы Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом не позднее 20 июня проводит согласительные совещания (пункт 11 Правил).

Правительством Российской Федерации в лице уполномоченного им органа - Минэкономразвития России не представлено суду доказательств, подтверждающих то, что от ФГУП "Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр" и от Росавиации поступали предложения по приватизации названного предприятия, и с Росавиацией и предприятием был надлежаще согласован вопрос о включении в план (программу) приватизации на 2007 год упомянутого предприятия.

При разработке и утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и включении Восточно-Сибирского учебно-тренировочного центра в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, были нарушены названные требования Правил разработки такого плана и положений статьи 8 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии с частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого ненормативного правового акта возлагается на органы, которые приняли этот акт.

Правительство Российской Федерации в лице его уполномочного органа не доказало соблюдение установленного законодательством порядка разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год, утвержденного названным распоряжением, в части надлежащего согласования с Росавиацией и с предприятием вопроса о включении ФГУП "Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр", приватизация которого действующим законодательством запрещалась, в Перечень предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, а также не доказало правомерность включения в прогнозный план (программу) приватизации на 2007 год этого предприятия.

Доводы Росимущества о том, что вопрос о включении названного предприятия в план (программу) приватизации на 2007 год был согласован в установленном порядке с Росавиацией и приватизация этого предприятия могла быть осуществлена по решению Правительства Российской Федерации согласно примечанию к разделу 2.1 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, оценены судом и признаны необоснованными.

Примечание к разделу 2.1 названной Государственной программы приватизации (1993 г.) касается предприятий, имеющих отдельные производства, не связанные с выпуском спецтехники.

Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр гражданской авиации, осуществляющий образовательную деятельность по соответствующей лицензии, не относится к производственным предприятиям, указанным в упомянутом примечании к названной Программе приватизации.

С учетом приведенных обстоятельств суд находит, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и в этой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, в связи с чем на основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное предприятием требование о признании недействительным названного ненормативного акта в указанной части подлежит удовлетворению.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 176, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

восстановить срок подачи заявления о признании недействительным ненормативного правового акта - распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р в указанной заявителем части.

Признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р "Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 год и основных направлений приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы" в части пункта 16.4 Перечня федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, к разделу II плана (программы) приватизации на 2007 год, о включении в указанный Перечень предприятий - Восточно-Сибирского учебно-тренировочного центра г. Иркутска, как не соответствующего Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Председательствующий судья

В.Б. Куликова


Судья

Н.И. Локтенко


Судья

Е.М. Моисеева


ВАС РФ признал недействительным распоряжение Правительства РФ от 25.08.2006 г. N 1184-р в части включения в Перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 г., одного из учебно-тренировочных центров гражданской авиации, находящихся в ведении Росавиации.

Как указал ВАС РФ, при разработке и утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007 г. и включении спорного предприятия в перечень федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, были нарушены и положения Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Правительством РФ не представлено доказательств, подтверждающих то, что от ФГУП и от Росавиации поступали соответствующие предложения по приватизации, а также что, с Росавиацией и предприятием был согласован вопрос о приватизации.

Кроме того, спорное предприятие осуществляет деятельность, в том числе связанную с подготовкой и переподготовкой летного, диспетчерского, инженерно-технического состава, а в силу Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" учреждения, действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования, приватизации (разгосударствлению) не подлежат.


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 сентября 2007 г. N 4405/07


Текст решения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.