Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2007 г. N 8439/07 Поскольку включение ветеринарной станции в прогнозный план приватизации федерального имущества без согласия Россельхозакадемии нарушает ее имущественные права и законные интересы, а также требования федерального законодательства, распоряжение Правительства РФ признано частично недействительным

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2007 г. N 8439/07


Именем Российской Федерации


Резолютивная часть решения оглашена 24 октября 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 30 октября 2007 г.


Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Осиповой Н.В., судей Моисеевой Е.М., Сейнароева Б.М., при ведении протокола помощником судьи Лавриковой Е.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ГОУ "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных", д.п. Мочище Новосибирского района Новосибирской области, к Правительству Российской Федерации о признании частично недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 542-р.

В судебном заседании приняли участие:

От заявителя - Агапов М.С. (на основании доверенности от 01.10.2007, без номера);

от Правительства РФ - Григорьянц К.А. - представитель (на основании поручения от 13.07.2007 N ДМ-П13-3443 и доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02);

от Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом - Григорьянц К.А. - представитель (на основании доверенности от 30.08.2007 N 13180-ГГ/Д02).

от Министерства сельского хозяйства РФ - Гупалова И.Н. - представитель (на основании доверенности от 09.01.2007 N 14-8/6);

от Администрации Новосибирской области - не явился; письмо от 22.10.2007 о рассмотрении дела в отсутствии представителя администрации);

от Департамента имущества и земельных отношений Администрации Новосибирской области - Шаламова В.А. (на основании доверенности от 03.10.2007 N 5606);

от Департамента агропромышленного комплекса Администрации Новосибирской области - Ряснянский М.А. на основании доверенности от 16.08.2007 N 3);

от управления ветеринарии Новосибирской области - Рожков О.А. (на основании доверенности от 01.10.2007 б/н).

От Территориального управления ФАУФИ по Новосибирской области представитель в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом (телеграфное извещение от 10.10.2007).

Заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил:

областное государственное учреждение "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" (далее - ветстанция "Мочищенская") обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением к Правительству Российской Федерации о признании недействительным распоряжения от 29.04.2007 N 542-р о внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р, в части включения в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 году, Областной станции "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных (пункт 2.120).

В качестве третьих лица без самостоятельных требований на предмет спора к участию в деле привлечены: Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - ФАУФИ); Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области (далее - ТУ ФАУФИ по Новосибирской области); Министерство сельского хозяйства РФ (далее - Минсельхоз); Администрация Новосибирской области; Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области; Департамент агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области; Управление ветеринарии по Новосибирской области.

В обоснование требования заявитель указал на то, что названное распоряжение Правительства РФ (N 542-р) в оспариваемой части принято с нарушением норм пункта 2.1.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, и Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".

Третьи лица на стороне заявителя - Администрация Новосибирской области, Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области, Департамент агропромышленного комплекса администрации Новосибирской области, Управление ветеринарии по Новосибирской области в отзывах, представленных к моменту судебного разбирательства по существу, поддержали доводы заявителя.

Правительство РФ возражает против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что оспариваемое распоряжение не нарушает права заявителя, поскольку приватизация ветстанции "Мочищенская" предполагается путем преобразования в открытое акционерное общество с сохранением характера ее деятельности. Включение ветстанции в прогнозный план приватизации произведено в соответствии с полномочиями Правительства РФ и с соблюдением норм законодательства о приватизации.

Третьи лица на стороне заинтересованного лица - ФАУФИ и ТУ ФАУФИ по Новосибирской области поддержали доводы Правительства РФ.

Третье лица# - Министерство сельского хозяйства РФ в отзыве указало на то, что федеральное государственное предприятие "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" Минсельхозом России не учреждалось, в состав подведомственных министерству организаций не входит, поэтому решение по существу заявленных требований Минсельхоз России оставляет на усмотрение арбитражного суда.

В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали доводы, изложенные в заявлении и отзывах на него.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Закона РФ "О ветеринарии" полномочия по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению отнесены к ведению субъектов Российской Федерации.

Заявитель и третьи лица на стороне заявителя указали, что "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" является организацией государственной ветеринарной службы Новосибирской области и обеспечивает в соответствии с Законом РФ "О ветеринарии" и Законом Новосибирской области "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия" реализацию государственных полномочий по предупреждению и ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории области.

Согласно представленным суду документам о создании в 1971 году Новосибирской областной станции по борьбе с болезнями животных и ее последующих преобразованиях и переименованиях, а также учредительным документам заявителя (приказы, уставы, свидетельства о регистрации юридического лица, выписки из единого государственного реестра юридических лиц - том 1 л.д. 30-60), ветстанция является организацией государственной ветеринарной службы Новосибирской области.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Устава Ветстанция "Мочищенская" создана в целях осуществления диагностики, профилактики и лечения болезней животных и обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Новосибирской области; наделена полномочиями: по организации и проведению карантинных действий; ветеринарному обслуживанию животноводства; организации и контролю за работой районных подразделений государственной ветеринарной службы, торговых и перерабатывающих предприятий; обеспечению государственной ветеринарной службы и сельскохозяйственных производителей лекарственными препаратами, вакцинами, инвентарем.

Согласно пункту 1.4 Устава ветстанция "Мочищенская" находится в ведомственном подчинении Управления ветеринарии Новосибирской области, которое осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью станции.

Договором от 03.11.2004 N 11-ДНП ветстанции "Мочищенская" переданы в безвозмездное бессрочное пользование здания и сооружения, являющиеся государственной собственностью, для размещения ветеринарных лабораторий и станций по борьбе с болезнями животных.

Оборудование и другое имущество в соответствии с пунктом 3.1 Устава закреплено за ветстанцией "Мочищенская" на праве оперативного управления.

Представители заявителя, Администрации Новосибирской области, Департамента агропромышленного комплекса Новосибирской области, Управления ветеринарии Новосибирской области пояснили суду, что иных организаций, осуществляющих функции государственной ветеринарной службы, в данном регионе не имеется.

Доводы представителя Правительства о том, что ранее ветстанция существовала в статусе федерального государственного унитарного предприятия и преобразована в областное государственное учреждение с нарушением действующего законодательства, судом не рассматриваются, поскольку требований о признании недействительными учредительных или регистрационных документов ветстанции "Мочищенская", а также спора о принадлежности и уровне собственности государственного имущества, закрепленного за ветстанцией, суду не заявлено. Данные вопросы не входят в предмет судебного разбирательства при рассмотрении требования о признании недействительным ненормативного акта Правительства Российской Федерации о приватизации ветстанции.

В оспариваемом распоряжении Правительства РФ в перечне федеральных государственных унитарных предприятий, планируемых к приватизации в 2007 году, под номером 2.120 указана "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных, дер. Мочище Новосибирской области".

Территориальное управление Росимущества по Новосибирской области направило в адрес ветстанции "Мочищенская" сообщение от 23.05.2007 N СА-4910/06 о включении ее в перечень предприятий, подлежащих приватизации в 2007 году, с предложением провести подготовительные мероприятия.

В судебном заседании стороны и третьи лица подтвердили, что в оспариваемом ненормативном акте в качестве объекта приватизации указана именно ветстанция "Мочищенская" в той организационно-правовой форме, в которой она существует в настоящее время.

В связи с этим суд пришел к выводу, что оспариваемый ненормативный акт вынесен в отношении заявителя по данному делу и затрагивает его права, в связи с чем ОГУ "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" является надлежащим заявителем (истцом) по заявленному требованию.

В соответствии с пунктом 2.1.9 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 г. N 2284, запрещена приватизация предприятий, организаций и объектов научно-технической сферы государственной санитарной эпидемиологической службы Российской Федерации, ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, а также питомников лабораторных животных.

Осуществление станцией "Мочищенская" на территории Новосибирской области функций государственной ветеринарной службы подтверждено доказательствами, представленными заявителем, и заинтересованным лицом не опровергнуто. Приватизация ветстанции приведет к невозможности исполнения ею возложенных на нее функций государственной ветеринарной службы на территории области.

Кроме того, заинтересованным лицом не представлены доказательства согласования плана приватизации с ветстанцией "Мочищенская" или с органом федерального управления, в чьем ведомственном подчинении она находится, в порядке, предусмотренном Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 N 806.

Включение ветстанции "Мочищенская" в прогнозный план приватизации без согласования со станцией и федеральным органом управления в порядке, установленном названными Правилами, нарушает ее имущественные права и законные интересы и противоречит названным нормативным актам.

Довод представителя Правительства РФ о том, что ветстанция, как федеральное государственное унитарное предприятие, находится в прямом подчинении Правительства, документально не подтвержден.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого акта недействительным.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 167-170, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 542-р о внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р, в части включения в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 году, областного государственного учреждения "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" (пункт 2.120), как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2007 в виде приостановления действия распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2007 N 542-р о внесении изменений в раздел II прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2006 N 1184-р, в части включения в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 году, областного государственного учреждения "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" (пункт 2.120), как несоответствующее Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".


Председательствующий судья

Н.В. Осипова


Судья

Е.М. Моисеева


Судья

Б.М. Сейнароев


Как указал ВАС РФ, включение в перечень ФГУП, планируемых к приватизации в 2007 г., областного государственного учреждения "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных" не соответствует Федеральному закону "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствии Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. N 2284, запрещена приватизация предприятий, организаций и объектов научно-технической сферы государственной санитарной эпидемиологической службы РФ, ветеринарной службы, службы защиты растений, охраны и воспроизводства ресурсов охотничьих животных, а также питомников лабораторных животных.

Приватизация спорной ветстанции приведет к невозможности исполнения ею возложенных на нее функций государственной ветеринарной службы на территории области.

Кроме того, не представлены доказательства согласования плана приватизации с ветстанцией "Мочищенская" или с органом федерального управления, в чьем ведомственном подчинении она находится.


Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 октября 2007 г. N 8439/07


Текст решения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.