Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N КАС07-496
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области",
по кассационной жалобе С. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителей Правительства Российской Федерации - Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации П., К., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия установила:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим в полном объеме и не порождающим правовых последствий с 30 января 1991 года Постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области" (далее - Постановление), ссылаясь на то, что данный акт не был официально опубликован, в связи с чем, противоречит действующему законодательству Российской Федерации и нарушает его конституционное право иметь в частной собственности землю.
Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления просит в кассационной жалобе С. Полагает, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене судебного решения.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области, принято предложение ВЦСПС и Министерства здравоохранения РСФСР об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Марциальные воды в Карельской АССР, Озеро Шира в Красноярском крае и Старая Русса в Новгородской области согласно Приложениям N 1-3.
В соответствии со статьей 39 Основ земельного законодательства Союза СССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 13 декабря 1968 года, было предусмотрено, что к землям курортов относятся земельные участки, имеющие лечебное значение и благоприятные условия для организации оздоровительных мероприятий, предоставленные в установленном порядке в пользование лечебно-курортным учреждениям. Земли курортов подлежат особой охране. В интересах обеспечения необходимых условий для лечения и отдыха населения, а также с целью охраны природных лечебных факторов на всех курортах устанавливаются округа санитарной охраны. В пределах этих округов запрещается предоставлять земельные участки в пользование тем предприятиям, организациям и учреждениям, деятельность которых несовместима с охраной природных лечебных свойств и благоприятных условий для отдыха населения.
Статьей 78 Закона РСФСР от 29 июля 1971 года "О здравоохранении" было установлено, что признание местности курортом, установление границ округов санитарной охраны курортов и определение их режима производилось Советом Министров СССР или Советом Министров РСФСР по совместному представлению Министерства здравоохранения СССР и ВЦСПС или Министерства здравоохранения РСФСР и ВЦСПС, согласованному с исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов, на территории которого расположен данный курорт.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Совет Министров РСФСР, в соответствии со своей компетенцией, своим постановлением от 6 января 1971 года N 11 законно включил курорт Озеро Шира, Красноярский край, в перечень курортов РСФСР и постановлением от 13 февраля 1986 года N 70 утвердил Положение о курорте Озеро Шира. В пункте 12 этого Положения, прямо указано на постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 и отмечено, что на территории зон округа санитарной охраны курорта соблюдаются требования, установленные для них Положением о курортах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 года N 654. Курорт Озеро Шира был отнесен к курортам республиканского значения. Положением о курорте Озеро Шира, опубликованным в СП РСФСР, 1986 г., N 13, ст. 82, доведено до общего сведения о самом постановлении Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 и предмете его регулирования.
Проанализировав положения оспариваемого заявителем постановления Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556, суд правильно указал в решении, что этим постановлением установлены границы и режим округов санитарной охраны курорта, в частности Озеро Шира. Постановление адресовано органам государственной власти и предназначено для определения ими соответствующих границ на местности, не содержит каких-либо правовых норм, затрагивающих права и свободы граждан и не вводит никаких ограничений их прав на землепользование. Кроме того, текст настоящего постановления имеется в правовых информационных системах "Гарант", "Кодекс" и "Консультант Плюс".
Ссылка в кассационной жалобе на то, что наличие текста постановления Совета Министров РСФСР N 556 в правовых информационных системах не свидетельствует о его официальной публикации, как того требует статья 15 Конституции Российской Федерации, неосновательна, поскольку данная конституционная норма распространяется на нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Оспариваемое заявителем постановление к таким нормативным актам не относится, принято в полном соответствии с действовавшим законодательством и не противоречит Конституции Российской Федерации.
Нельзя согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам настоящего дела. Суд, проанализировав положения федерального законодательства, правильно истолковал смысл оспоренного заявителем постановления и пришел к обоснованному выводу о том, что постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 доведено до сведения государственных органов, в обязанности которых, в соответствии с пунктом 18 постановления Совета Министров СССР от 5 сентября 1973 года N 654 и пунктом 16 Положения о курорте Озеро Шира, входило его исполнение, посредством обозначения установленных границ на местности и оповещения населения, предприятий, организаций и учреждений об этих границах, в том числе и о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной охраны курорта. Нормативными правовыми актами не указан способ оповещения населения о границах, режиме санитарной охраны курорта. Отсутствие надлежащего оповещения о границах и режиме не нарушает прав заявителя, и само по себе не может служить основанием для признания недействующим оспариваемого заявителем постановления.
Утверждения в кассационной жалобе о том, что курорт Озеро Шира не может являться курортом федерального значения на основании того, что он включен в федеральную программу "Развитие курортов федерального значения", поскольку пунктом 9 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 7 декабря 1996 года N 1426 установлено, что порядок и особенности функционирования отдельного курорта федерального значения определяется положением о данном курорте, ошибочны и не могут являться основанием к отмене судебного решения.
При таком положении, вывод суда о том, что постановление Совета Министров РСФСР от 12 декабря 1985 года N 556 не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, является правильным.
Решение суда принято в соответствии с нормами материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований предусмотренных статьей 362 ГПК РФ для его отмены в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 16 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 9 октября 2007 г. N КАС07-496
Текст определения официально опубликован не был