Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2007 г. N КАС07-485 Отказывая в иске, суд пришел к обоснованному выводу, что в обязанности организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, входит разработка планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне

Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2007 г. N КАС07-485


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Карди" о признании недействующим пункта 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621

по кассационной жалобе ООО "Карди" на решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2007 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя ООО "Карди" К.Д.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий К.A.M. и П., возражавших против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации М.Л.Ф., полагавшей решение суда оставить без изменения, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

Пунктом 2 Правил разработки и согласования планов по предупреждению ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28 декабря 2004 года N 621, предусмотрено, что настоящие Правила устанавливают общие требования к планированию мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов (далее - ЧС (Н), а также определяют порядок согласования и утверждения планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - Планы) и соответствующих им календарных планов оперативных мероприятий при угрозе или возникновении ЧС (Н) (далее - Календарные планы) для функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и организаций независимо от форм собственности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов (далее - организации).

ООО "Карди" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2 Правил, указав, что федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации, во исполнение которых был издан приказ от 28 декабря 2004 года N 621, обязанность иметь план по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусмотрена только для организаций, имеющих опасные производственные объекты. Оспариваемая норма в противоречие с этими нормативными актами расширяет границы применения требований по разработке названных планов, незаконно распространяет действие Правил на организации эксплуатирующие суда, осуществляющие транспортировку нефти и нефтепродуктов, вследствие чего создаются препятствия для осуществления нормальной экономической деятельности таких организаций, к которым относится и ООО "Карди". Пункт 2 Правил предусматривает, что действие этих Правил распространяется и на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов, в то время как ни в одном нормативном правовом акте большей юридической силы не указаны такие организации.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ООО "Карди", считая его незаконным. Полагает, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд пришел к правильному выводу, о том, что оспариваемые заявителем нормативные положения пункта 2 Приказа не нарушают прав и законных интересов ООО "Карди", приняты Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 18 декабря 2006 года) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в названной области, установлено, что планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций (статья 7). В обязанности организаций вменено планировать необходимые меры в области защиты работников организаций и производственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций (статья 14).

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в редакции от 18 декабря 2006 года) организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте. Подпунктом "в" пункта 1 Приложения 1 к категории опасных производственных объектов отнесены объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утвержденному Указом Президента российской# Федерации от 11 июля 2004 года N 868 МЧС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе, по нормативно-правовому регулированию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Правила, пункт 2 которых оспаривается заявителем, как правильно указал суд в решении, были приняты МЧС России в пределах предоставленных ему полномочий, зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2005 года, регистрационный N 6514, опубликованы в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 25 апреля 2005 года, N 17.

Проанализировав законодательство, регулирующее поставленные в заявлении ООО "Карди" вопросы, суд пришел к правильному выводу о том, что распространение действия этих Правил на организации независимо от форм собственности осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение и использование нефти и нефтепродуктов, включая администрацию портов, основано на нормах вышеназванных Федеральных законов, устанавливающих обязанность организаций планировать мероприятия по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и постановлений принятых Правительством Российской Федерации в их развитие и пределах своей компетенции.

В соответствии с пунктом 6 Основных требований к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 года N 613 (в редакции постановления от 15 апреля 2002 года, N 240) планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, МЧС России определяет требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.

Исходя из положений приведенных нормативных правовых норм, взаимосвязанных положений пунктов 1 и 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года N 240, суд пришел к обоснованному выводу об обязанности организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов, деятельность которых связана с эксплуатацией опасных производственных объектов, указанных в подпункте "в" пункта 1 Приложения N 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ, иметь план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке.

К лицензионным требованиям и условиям, предъявляемым при осуществлении перевозок грузов, отнесено наличие у лицензиата (соискателя лицензии) плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (Положение о лицензировании перевозок морским транспортом грузов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 490, подпункт "г", пункт 4).

Пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 (в редакции от 3 марта 2006 года N 490) предусмотрено осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы на основе, в том числе планов организаций.

Учитывая изложенное, правильным является вывод суда о несостоятельности довода заявителя о якобы необоснованном распространении действия Правил на организации, осуществляющие использование нефти и нефтепродуктов. При этом судом было принято во внимание, что ООО "Карди" осуществляет деятельность связанную с транспортировкой, а не использованием нефти и нефтепродуктов, поэтому включение в оспариваемую норму термина "использование", не затрагивает его прав и свобод.

Доводы кассационной жалобы об ошибочности выводов суда основаны на неправильном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, и не могут служить поводом к отмене судебного решения.

В решении суда дан подробный правовой анализ оспариваемого положения Правил и сделан правильный вывод о соответствии этих положений действующему законодательству.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Карди" - без удовлетворения.



Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 4 октября 2007 г. N КАС07-485


Текст определения официально опубликован не был


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.