Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 642-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондратьева Николая Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"

Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 642-О-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондратьева Николая Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.C. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.C. Хохряковой, Б.C. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Н.Н. Кондратьева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Н.Н. Кондратьев, являющийся инвалидом II группы, оспаривает конституционность положений пунктов 2 и 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года "О государственной социальной помощи", в соответствии с которыми периодом предоставления гражданам государственной социальной помощи, оказываемой в виде набора социальных услуг, является календарный год; заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.

По мнению заявителя, эти законоположения, как обязывающие граждан, не желающих получать государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг (средства на их предоставление удерживаются из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты), ежегодно обращаться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением об отказе от их получения, возлагают на них дополнительные обязанности, ставят в неравное положение с гражданами, пользующимися набором социальных услуг без подачи заявления, чем нарушают принципы справедливости, равенства, гарантии социального обеспечения и противоречат статьям 2, 7, 15, 17, 18, 39 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1), вместе с тем не определяет конкретные объемы, способы и порядок предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, в частности при выборе или изменении формы их предоставления - денежной или натуральной.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ система мер социальной защиты населения была преобразована в систему социальной поддержки, в рамках которой основная часть ранее предоставлявшихся льгот в натуральной форме была заменена ежемесячной денежной выплатой. В то же время Федеральный закон "О государственной социальной помощи" был дополнен главой 2, в соответствии с которой ряду категорий граждан (к их числу относится и заявитель) предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, т.е. в натуральной форме.

При этом таким гражданам предоставлена возможность выбора - получать набор социальных услуг или ежемесячную денежную выплату с учетом его стоимости.

Оспариваемые заявителем нормативные положения, устанавливающие правовой механизм реализации права граждан на выбор мер социальной поддержки, направлены на обеспечение адресности предоставления государственной социальной помощи и эффективного расходования средств, выделяемых на эти цели, и потому конституционные права граждан не затрагивают.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондратьева Николая Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин


Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов



Определение Конституционного Суда РФ от 16 октября 2007 г. N 642-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кондратьева Николая Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 4 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи"


Текст Определения опубликован в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 25 (специальный выпуск)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.