Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 64-Г07-19 О признании частично недействующим пункта 3.6 Положения о Департаменте образования Сахалинской области, утв. постановлением администрации Сахалинской области от 11 марта 2006 г. N 38-ПА

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 64-Г07-19


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению прокурора Сахалинской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 3.6 Положения о Департаменте образования Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 11 марта 2005 г. N 38-ПА в части осуществления Департаментом образования функции по обеспечению деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, по кассационному представлению прокурора на решение Сахалинского областного суда от 2 августа 2007 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ С., поддержавшей представление прокурора, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

11 марта 2005 г. администрацией Сахалинской области принято постановление N 38-ПА "Об утверждении Положения о Департаменте образования Сахалинской области", пунктом 3.6 которого предусмотрено, что к функциям данного Департамента отнесено и обеспечение деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Прокурор Сахалинской области обратился в Сахалинский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу указанной части пункта 3.6 данного Положения, а именно об обеспечении этим Департаментом деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В обоснование заявления указал на то, что данная норма противоречит действующему законодательству, поскольку из анализа положений ст.ст. 4 и 11 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 1 Указа Президиума ВС РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних" следует, что действующее законодательство рассматривает комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как самостоятельный орган системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В перечень полномочий органов управления образованием, включенных в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, не входят полномочия по обеспечению деятельности других органов указанной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

По делу постановлено указанное выше решение Сахалинского областного суда, которое, с ссылкой на ст.ст. 72, 76 Конституции РФ, мотивировано тем, что формирование и обеспечение деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются государственными полномочиями Сахалинской области. Поскольку обязанность по образованию областной комиссии возложена на администрацию Сахалинской области, то последняя вправе наделить Департамент образования, как областной орган исполнительной власти области, подчиняющегося непосредственно администрации, функцией по обеспечению деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних.

В кассационном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием норм материального права и вынесении нового решения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит представление прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. В указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают: осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (ст.ст. 3, 4, 11).

Анализ данных положений указывает на то, что комиссии по делам несовершеннолетних являются самостоятельным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, призванным обеспечить единый подход к решению проблем безнадзорности и преступности несовершеннолетних, координировать деятельность всех органов учреждений, входящих в систему профилактики.

В соответствие с ФЗ от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" создание, организация деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защита их прав относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Законом Сахалинской области от 20 декабря 2004 г. N 556 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Сахалинской области" предусмотрено, что комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) являются постоянно действующими коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области. В соответствие со ст. 5 этого Закона руководство деятельностью областной КДН осуществляет председатель комиссии - вице-губернатор Сахалинской области, регулирующий вопросы социальной сферы, то есть КДН является самостоятельным коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в области, руководство деятельностью которой возложено на должностное лицо администрации Сахалинской области. Из указанного следует, что вопросы создания, организации и обеспечения деятельности областной КДН являются исключительной компетенцией администрации Сахалинской области, а не Департамента образования, который, как следует из ст. 14 ФЗ N 120-ФЗ от 24.06.1999 г., такой функцией как обеспечение деятельности других органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних не наделен.

Суждение суда о том, что ссылка прокурора на ст. 14 ФЗ от 24.06.1999 г. N 120-ФЗ является необоснованной, не может быть признано правильным, так как не учитывает того, что данный закон устанавливает основы правового регулирования отношений, возникших в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и содержит перечень полномочий органов управления образования в указанной сфере, а поскольку комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществляют деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, то полномочия органов управления образования определяются именно вышеуказанной нормой, в которой содержится исчерпывающий перечень полномочий органов управления образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений. Норма, позволяющая Департаменту образования осуществлять функции по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних, в данном Законе отсутствует. Отсутствует такая норма и в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании". Приведенные выше положения не дают оснований признать правильным вывод суда первой инстанции о правомерности возложения на департамент образования Сахалинской области функции по обеспечению деятельности областной КДН, так как, о чем отмечено выше, ст. 11 ФЗ от 24.06.99 г. N 120-ФЗ обеспечение деятельности в пределах своей компетенции возложено на КНД.

Поскольку обстоятельства дела судом установлены правильно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело в суд первой инстанции, принять новое решение - об удовлетворении требования прокурора.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Сахалинского областного суда от 2 августа 2007 г. отменить.

Вынести по делу новое решение, которым заявление прокурора Сахалинской области удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу п. 3.6 Положения о Департаменте образования Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 11 марта 2006 г. N 38-ПА в части осуществления Департаментом образования функции по обеспечению деятельности областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 октября 2007 г. N 64-Г07-19


Текст определения официально опубликован не был


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.